Крит, часть 3. Плато Лассити

Мари Анж
А что, если я лучше моей репутации?
На следующий день после Санторини я соблазнилась поездкой на плато Лассити. Вернее, соблазнилась-то я раньше, так как все экскурсии покупала одновременно. В то утро автобус, опоздавший на место, откуда должен был меня забрать, на двадцать минут заставил меня изрядно понервничать. Экскурсионные автобусы шли косяками, уж не пропустила ли я нужный? Но в конце концов всё закончилось благополучно, и нужный приехал.
Плато Лассити находится на высоте 900 метров над уровнем моря, и Яндекс утверждает, что это самая большая высокогорная долина Греции. Сейчас там находятся 18 деревень, но мы по большей части просто проезжали мимо, в них не заворачивая.
Итак, едем вверх, к перевалу.

Виды - один другого краше, так что я оказалась в серьёзном затруднении, какие из многочисленных фотографий выложить в пост.

По дороге экскурсовод рассказал нам, что рядом с плато был недавно построено водохранилище - перегородили одну из местных речек в долине, попутно затопив близлежащую деревушку. Увы, что поделаешь, вода оказалась дороже. Но одной речки не хватает, и потому на склонах проложены вот такие желоба для сбора талых и дождевых вод.

Первой остановкой в нашей экскурсионной программе оказался монастырь Кера Кардиотисса, Богородицы Сердечной. Монастырь невелик, и проживают здесь всего несколько монахинь. С туристов взимается плата за посещение - 2 евро.

Справа - вход в лавочку, но я туда не пошла. Главная же достопримечательность монастыря - церковь ещё как нам сказали Византийских времён, с остатками фресок XIV века и чудотворная икона самой Богоматери Сердечной, в честь которой и назван монастырь.

По легенде эта икона трижды похищалась турками, и трижды чудесным образом сама возвращалась в монастырь. В третий раз турки приковали её цепями к столбу, так она вернулась вместе с цепями и столбом (вон он, этот столб, справа за оградкой, а цепь теперь висит в самой церкви, и, как говорят, помогает женщинам от бесплодия). Однако в XV веке икону украли в четвёртый раз и увезли в Рим. Видимо, на похитителей-христиан другой конфессии чудеса на распространяются, и теперь в храме висит копия, тоже, впрочем, обладающая чудотворными свойствами. Снимать там внутри запрещено, и я дисциплинированно спрятала фотоаппарат, но видно, что копия тоже очень старая, тёмная, и разглядеть её довольно сложно. А ещё она обвешена целой гирляндой табличек с изображениями... всякого. Частей тела, детей, каких-то предметов - в зависимости от того, о чём молились прихожане, купившие и оставившие там свою табличку.
Остальные постройки помоложе церкви, века так XVI. За время экскурсии я видела только одну монахиню. Тем не менее территория выглядит очень ухоженной.

Источник освящённой воды на смотровой площадке. Можно выпить на месте, можно взять с собой, если есть во что налить.

И вид со смотровой площадки.

Вдали немножко просматривается водохранилище.

В монастыре так же есть небольшой музейчик в подвале - вот вход в него. Во время османского владычества в этой помещении располагалась тайная школа для окрестных детей, так как учить их открыто власти запрещали.

Теперь в музее предметы старого быта, фотографии духовных лиц высокого звания, посещавших монастырь, и иконы опять же времён османского владычества, написанные с нарушением канонов, ибо учителей стало резко не хватать - зато от души.

Последний взгляд на долину от ворот монастыря, и мы едем дальше.

Вот отсюда с дороги водохранилище просматривается получше.

Вторая остановка - перевал, откуда, собственно, и начинается Лассити. На перевале мы обозрели развалины мельниц, построенные завоевателями, только не турками, а венецианцами. В гористой Греции равнины всегда были особо ценным сельскохозяйственным ресурсом, и здесь же, не ходя далеко, на постоянных ветрах перевала мололи зерно.

Отсюда видно и само плато.

Красная крыша на переднем плане - это таверна и сувенирный магазин. Но туда мы заглянули лишь на несколько минут. Тем не менее я успела снять вполне практическое использование печи.

Следующий пункт экскурсионной программы - Центр керамики и традиционных продуктов в Психро.

Центр содержит одна семья, но дело поставлено на вполне широкую ногу. Сперва русско-говорящая сотрудница провела нас по залам с выставленными старинными предметами ремесла. Вот, например, гончарный круг.

Или пресс со специальным напоминанием для русских туристов "Пожалуйста, не трогайте руками!"

Потом вы попадёте в гончарную мастерскую, где мастер на современном электрическом гончарном круге сперва продемонстрирует вам своё искусство, а потом предложит попрактиковаться всем желающим под своим чутким руководством.

Самостоятельно слепленную вазочку вам упакуют в специальную коробочку и дадут с собой. От обжига придётся отказаться - без специальной печи его сделать нереально, а времени ждать тут нет. Так что останется вазочка чисто сувениром на память.
После этого вы отправляетесь в магазин, где вам дают для дегустации местные вина, виноградную водку раки, оливковое масло нескольких сортов, местные джемы и варенья (есть даже из оливок!), мёд. Разумеется, всё это можно купить, а так же сами оливки, местные специи, какую-то местную очень полезную траву, которую заваривают как чай, ну и многочисленные сувениры, начиная, разумеется, со всех видов керамических изделий. Я там приобрела по баночке кактусового и гранатового джема и баночку оливковой пасты - в качестве намазки на бутерброд идёт неплохо. Оливковое варенье мне всё же показалось на вкус слишком специфичным.
Вот такие ветряные мельницы у входа в центр стоят явно для красоты и туристов, но вообще-то их на плато сохранилось не так уж мало, а раньше было ещё больше. Только они, как те голландские, не мололи муку, а качали вверх воду.

А дальше мы отправились в пещеру Зевса. Вход в неё находится довольно высоко на горе, и если не хочется бить ноги, можно взять такси. Вот такое.

Погонщики так и спрашивают у туристов: "Такси?" Я взяла - не из лени, а потому что это целое приключение - прокатиться на осле. Вот на этом сереньком я к пещере и приехала. Ослик флегматично шагал, время от времени подгоняемый шипением погонщика "с-с... с-с...", и дёргал меня вперёд на каждом шаге. В общем, не сказать, чтоб очень комфортно, но занятно.

Сама пещера отсылает нас к легенде о том, как Титан Кронос глотал всех своих детей, но его жена Рея спрятала младшенького Зевса до возмужания в Критской пещере, в результате чего Зевс и после возмужания продолжал питать к Криту весьма тёплые чувства. Пещера невелика, и вход в неё выглядит как дыра в склоне. И очень мне интересно, как кто-то ухитрился в неё спускаться до того, как там устроили ступеньки. Но, впрочем, боги на то и боги, а у людей есть верёвки.

Внутри весьма красиво, хотя множество фотографий почему-то получились смазанными.

Вылезши из пещеры, я первым делом съела замороженный йогурт с клубникой в кафе прямо у самого входа и сняла панораму с его террасы.

А потом уже собственными ножками отправилась вниз.

И закончили нашу экскурсию вот в такой таверне, где я, тщетно пытаясь отогнать мух, съела жаркое из баранины и помидорный салат с оливками. Причём, судя по всему, именно помидоры и были основном приманкой для мух - когда я догадалась прикрыть тарелку с салатом салфеткой, их количество заметно поуменьшилось. Запила я всё это каким-то банановым напитком, и ещё всем нам бесплатно налили по стопочке раки. Ух!

А потом мы поехали обратно в отель, и больше ничего интересного в этот день не случилось.