Предвоенная Англия. Тринадцатилетняя Брайони Таллис безмятежно живёт в сельском поместье вместе с родителями и старшей сестрой Сесилией. Девочка обладает живым воображением, пишет рассказы, а к приезду в гости своего брата Леона и его приятеля, шоколадного магната Пола Маршалла, сочиняет пьесу. Брайони намеревается поставить своё сочинение с помощью гостящей в их доме кузины Лолы и её младших братьев, но постановка срывается: мальчишек куда больше интересуют игры в бассейне. Расстроенная Брайони остаётся в детской одна и видит в окно странную сцену, разыгравшуюся между её сестрой и работающим в их поместье молодым садовником Робби. В тот же вечер Брайони в неурочный час заходит в библиотеку, где уединились Робби и Сесилия, и то, чему она становится свидетельницей, не оставляет сомнения в характере их отношений. Робби - почти член семьи, он вырос вместе с детьми Таллисов, и отец Сесилии и Брайони оплачивает его обучение, но практически ничего не знающая об отношениях полов девочка решает, что он - извращенец и маньяк, преследующий её сестру.
Тем временем Пол Маршалл, которого Леон привёз в поместье, чтобы познакомить с Сесилией, начинает куда больше интересоваться кузиной Лолой. И вечером, после наступления темноты вездесущая Брайони застаёт Лолу в саду с каким-то мужчиной. Мужчина сбегает, а зарёванная кузина твердит, что на неё напали, но она не видела, кто. И тогда Брайони уверенно указывает на Робби. В этот момент она сама верит в то, что говорит, ибо кто может быть насильником, как не он?
Парень попадает в тюрьму, а спустя несколько лет выходит из неё, чтобы отправиться на фронт - началась Вторая Мировая война. И всё это время Сесилия преданно ждёт его. Не простив ни сестре, ни поверившей ей семье того, как обошлись с её возлюбленным, она порывает с родными и переселяется в Лондон, найдя работу в госпитале. А между тем до повзрослевшей Брайони начинает доходить, что она оклеветала невиновного. Наказывая себя, она отказывается от поступления в Кембридж и, по примеру старшей сестры, идёт работать медсестрой. Раздобыв адрес Сесилии, она пишет ей покаянное письмо с просьбой о встрече. Одновременно Брайони начинает сочинять свой первый роман, описывая в нём всё произошедшее. Там, в мире своего воображения, она властна исправить содеянное ею, и изменить к лучшему разрушенные по её вине судьбы...
СпойлерыСлёзовыжимательное кино. И это я ни в коем случае не ругаюсь, потому что фильм мне очень понравился. Но всю его вторую половину у меня глаза были на мокром месте: и в сцене прощания Робби с Сесилией, и в сцене с умирающим французским солдатом, и, конечно, финал. В котором зрителя, уже успокоившегося, что у героев всё более-менее хорошо, вдруг огорошивают: а в жизни-то, оказывается, всё совсем не так...
Джеймс Макэвой играет Робби, парня, жившего в тепличном представлении о том, что происхождение особой роли не играет, и вдруг грубо брошенного в реальность, когда от него отворачивается семья, которую он считал почти своей: ведь он - всего лишь сын прислуги, зачем искать других виновных? Отлично играет, ну, в его талантах я и не сомневалась. Сыгравшую Сесилию Киру Найтли не люблю, но тут она вполне органично смотрелась в своём обычном амплуа бой-девицы аристократки с железным характером. Нет сомнений, кто является основной движущей силой в их с Робби паре. Брайони играли аж три актрисы: Сирша Ронан - в тринадцать лет, уже игравшая с Макэвоем в "А в душе я танцую" Ромола Гарай - взрослую, и Ванесса Редгрейв - в старости. Сирша Ронан за эту роль номинировалась на "Оскар", "Золотой глобус" и "Бафту" до кучи - правда, ничего не получила. Неожиданностью для меня стало появление Бенедикта Камбербэтча в небольшой роли мерзавца Пола Маршалла, истинного насильника вместо мнимного (как будто у Бенедикта до "Шерлока" жизни не было ), я даже не сразу поверила, что это он. Как же всё-таки меняют лицо такие малости, как причёска, или, в данном случае, усы! Тут ещё, конечно, и перевоплощение самого актёра, но я как глянула на эту физию с кошачьими усиками, так сразу же начала ждать от него какой-то подлянки. Впрочем, было ли насилие? Учитывая, что Лола после выскочила за Маршала замуж, вполне вероятно, что она просто дала себя соблазнить, а потом испугалась последствий. В любом случае, для этой парочки всё сложилось как нельзя лучше, и, должно быть, они потом крепко спали по ночам.
С чем повезло фильму на "Оскаре", так это с номинацией на "Лучшую музыку", и тут она действительно красива и пронзительна, хорошо вписываясь в действие - вместе со стуком пишущей машинки, символизирующей работу воображения Брайони, чтобы после выплеснуться на бумагу. Хороша и работа оператора, хотя о таких вещах мне судить трудно. Получился очень грустный, и в то же время светлый рассказ о том, к чему может привести одна единственная ошибка. Нам не дано предугадать... Подлость, совершённая как бы во благо, разрушает жизни троих человек, и искупление героини оказывается лишь призрачной попыткой успокоить себя саму, когда что-либо менять уже поздно. При этом истинные подлецы остаются как бы ни у дел, и едва ли вообще задумываются, насколько чудовищно то, что они сотворили мимоходом. Вся тяжесть ложиться на плечи их жертв, или тех, кто совершил ошибку, которой могло бы и не быть, знай девочка побольше о взрослом мире.
Теперь я хочу прочитать книгу, по которой поставлен фильм. Говорят, из неё много выпущено, но кино получилось весьма цельным.