Ну, прочитала я роман, лёгший в основу экранизации, одного из лучших фильмов с Макэвоем. Что ж, тот, кто сказал, что в фильме по сравнению с книгой много выпущено, был и прав, и не прав. Потому что сюжетно не выпущено ничего - мне, пожалуй, даже трудно вспомнить пример другой экранизации, в которую книга легла бы целиком, практически без сокращений. Пожертвовали разве что мелкими деталями, подсократили блуждания Робби со спутниками по дороге в Дюнкерк, да в финале празднование дня рождения Брайони заменили на интервью, которое она даёт по случаю выхода своей последней книги. Что вполне оправданно, потому что как ещё можно передать внутренний монолог героини, в котором и раскрывается финальный твист? Закадровым текстом, разве что.
И вот именно с отсутствием закадрового текста и связаны сокращения, потому что в автор книги, следуя традиции психологической прозы, много абзацев и даже страниц посвящает изложению именно чувств и мыслей героев - что мне, дочери нашего динамичного времени, читать было скучновато. Однако лишь ознакомившись с главами Брайони я в полной мере уяснила для себя мотивы её поступка. После просмотра я сочла, что он был продиктован ревностью - то ли сестру к Робби приревновала, то ли Робби к сестре. Но нет, причиной было чистосердечное заблуждение, хотя вину с девочки в том, что она преднамеренно солгала, сказав, что видела лицо Робби, это, конечно, не снимает.
Ну и ещё кое-какие мелочи прояснились - например, почему Маршалл таки женился на своей жертве. А очень просто - шантаж, хотя, возможно, и не в прямой форме. Если не сама Лола, то её родители решили, что такие женихи на дороге не валяются.
В целом, если бы не фильм, я бы вряд ли обратила внимание на книгу, а если бы и прочла, едва ли она б произвела на меня впечатление. Хотя фильм, как я теперь понимаю, несколько излишне холодноват и манипулятивен, но ведь и книга такая же. Могу ошибаться, конечно, но роман, как мне кажется, писался, как этакий эксперимент - я не почувствовала в нём живого участия автора в судьбах героев, скорее его увлекала сама возможность сконструировать некую ситуацию, а потом вывернуть её наизнанку, да не один раз, показав, как умозрительное может влиять на вполне реальное. Сначала Брайони своим воображением и словами выставила Робби преступником, на деле сделав жертвой, а потом на бумаге "исправила" сотворённое ею - и теперь, когда все участники той истории умерли, и правда, кто там разберёт, как всё было на самом деле.
Фильм же мне явил мой личный идеал несчастливого конца, когда, не смотря на всю жалость к героям и сожаление о том, что так вышло, на душе всё равно остаётся светло, и нет ощущения тяжести и безнадёжности.