Мы снова едем. Пересекли бельгийско-нидерландскую границу и направляемся в город Роттердам.
читать дальшеПо дороге встречаем вот такие ветряки для добывания электричества. Я видела их и раньше, в Испании, главным образом. Но тут они были совсем рядом с дорогой, и было видно, какие же они огромные.
И вот мы приехали в Роттердам, где нас ждала экскурсовод Анна. К сожалению, для любителя старины, к которым я отношу себя, город не слишком интересный - старых зданий там почти не осталось, всё очень современно. Не потому, что роттердамцы не ценят свою историю. Но весь исторический центр города, их не спросясь, уничтожили бомбардировками в первые же дни Второй Мировой. Чудом уцелело лишь несколько домов и одна церковь. В память об этом роттердамский вокзал имеет два фасада. Один - вот этот, ультросовременный, а второй, который мы не увидели, он с другой стороны - такой, каким он был перед войной.
Не знаю, что это за дом, но отражает состояние современного Роттердама, так сказать.
Улица Лейнбаан - центральная торгово-пешеходная улица города. Городская ось, как нам объяснила экскурсовод.
Концертный зал, он же кинотеатр, где проводится Роттердамский международный кинофестиваль. И на этой же площади проводится иной фестиваль, на который со всей страны съезжаются маленькие театральные труппы (могут состоять и из одного человека) и показывают тут свои представления по всей площади. Красные опоры слева - это прожектора, которые могут двигаться, высвечивая то одну сцену, то другую. Анна говорила - феерическое зрелище.
"Человек без сердца" (или "Крик") - скульптура, ставшая символом Роттердама. Была подарена городу французским скульптором русско-еврейского происхождения Иосифом Цадкиным в 1953 году. Скульптор уподобил город с разрушенным центром человеку, у которого вырвали сердце, и этот символизм полюбился роттердамцам.
Центр города - центр причудливой архитектуры. Дом-карандаш - жилой многоквартирный дом. Здание рядом с ним с жёлтыми трубами - архитектор явно вдохновлялся центром Помпиду в Париже, и вынес технические коммуникации наружу - библиотека. Сооружение, похожее на летающую тарелку под белой металлической аркой - к сожалению, его плохо видно - железнодорожная станция, она же станция метро Роттердам Блаак.
Одна из основных достопримечательностей Роттердама, рядом с Домом-карандашом - так называемые Кубические дома. Они и в самом деле имеют форму куба, поставленного на один из углов.
К ним поднимаешься по вот таким вот пандусам, и оказываешься во внутренних двориках над шоссе.
Зелень в горшках, маленькие магазинчики... Дома вполне жилые и не дешёвые, хотя пользуются спросом у бездетных людей - с детьми на таких узких и крутых лестницах всё-таки сложновато.
Вот так они выглядят внутри. Не желаете пожить?
На первом этаже - гостиная и кухня, на втором - спальни и ванная.
На самом верху, по верхним углом, иногда устраивают зимний сад. Наша группа оценивает удобство жилья.
Та самая единственная уцелевшая церковь - собор Святых Лаврентия и Елизаветы, построенный в XVI веке. По словам Анны, новых больше так и не построили, католических или протестантских, во всяком случае. Сорок процентов городского населения Роттердама - мусульмане, это самый расово пёстрый город страны. И ныне его законно избранный мэр - мароканец. Зато в Роттердаме построена самая крупная в Западной Европе мечеть.
Крытый продуктовый рынок - он же жилой дом. Арка с двух сторон закрыта стеклом, и прямо в ней - квартиры. На площади перед зданием - рынок открытый.
Изнутри крыша рынка расписана овощами, фруктами и прочими плодами земными. Анна уверила, что вечером, когда всё это специально подсвечено, очень красиво.
Колоритный прилавок с пряностями. А вообще, чего там только не продаётся - и сырое, и готовое, и кондитерское. Есть и современного вида супермаркетики, есть и точки общепита, в одном из которых я съела несколько симпатичных составных бутербродиков на шпажках с рыбой, мясом с креветками, а так же оливками, ломтиками помидоров и листиками салата.
Широченная река Маас, куда могут заходит океанские суда, и острова на ней. Островам во время бомбардировки повезло больше, там сохранились здания XVIII, XIX веков.
Мы на мосту через реку, видно оба берега и мост Эразма.
Отель "Нью-Йорк" расположен в бывшем административном здании круизной компании, в конце XIX - начале XX вв. перевозившей пассажиров в Новый Свет. Компания существует и сегодня, устраивая круизы по всему миру. За отелем - 43-х этажный небоскрёб Монтевидео, названный в честь уругвайской столицы.
Площадь перед отелем.
"Из Ливерпульской гавани всегда по четвергам..." Из Роттердамской гавани суда уходили к берегам Америки. И потому здесь устроен своеобразный памятник - часть площади оформлена как палуба, и есть даже пароходные трубы.
Мост Эразма Роттердамского. Его ещё называют Лебедь-мост, или Лебединое крыло. Самый длинный разводной мост в мире.
Внутри отеля тщательно поддерживается интерьер начала прошлого века.
А ещё в нём находится ресторан, имеющий славу лучшего рыбного ресторана Нидерландов.
Вид на Роттердамский порт, до недавного времени имевший славу крупнейшего порта Земли, но теперь уступивший эту честь Шанхаю. Протяжённость больше 40 км.
Едем дальше вдоль реки...
И видим вот такого симпатичного кролика. Да, они здесь живут, прямо в городской черте. Роют норки в газонах.
Итак, мы покидаем Роттердам и едем дальше - в местечко под название Киндердайк, чтобы посмотреть так называемый Парад мельниц.
Девятнадцать мельниц, и все до сих пор действующие. Вот только они не мололи муки. Их предназначение было совсем иным.
Вся история Нидерландов - история борьбы человека с водой. Только здесь существует понятие "польдер" - земля, отвоёванная у воды, лежащая ниже уровня моря. До сих пор растёт население Нидерладов, а с ним и потребность в новой земле, до сих пор осушаются всё новые территории. Я сама, когда мы проезжали по здешним дорогам, не раз видела канал или реку, текущую с одной стороны вровень с дорожным полотном, а с другой стороны - спуск вниз, и там дома, сады и поля. Понятно, что будет, если дамба прорвётся. Само название Киндердайк - "Детская дамба" - связано с памятью об одном из таких бедствий, наводнении Святой Елизаветы. 18 ноября 1421 года, в день этой святой, мощнейший штормовой прилив, поднятый западным ветром, затопил дельты рек Мааса и Ваала, размыв и разрушив всю систему плотин и дамб. Наутро, когда страшная буря стихла, уцелевшие люди увидели плывущую по воде колыбельку, а в ней - мирно спящего младенца.
Для того, чтобы удержать осушенные земли от затопления и заболачивания, одних каналов не хватало, и тогда стали строить ветряные мельницы, колёса которых помогали перегонять воду из низин в более высокие места.
Сейчас, конечно, этим занимаются насосы, но все мельницы действующие, до сих пор в строю, так сказать, и готовы выполнять своё предназначение.
Цветут лилии и кувшинки - значит, вода чистая. Заодно Киндердайк является заповедником для всякой водоплавающей птицы.
В каждой мельнице жила семья смотрителей - и большая их часть жилые до сих пор. А в парочку можно зайти и ознакомиться с бытом их обитателей.
Кровать в шкафу, традиционно для Северной Европы. Укромно, тепло и не дует. Кошкам бы понравилось.
Жилая комната.
Части механизма, к которому туристов уже не пускают. И правильно, ещё засунут руку куда-нибудь...
Ещё одна мельница, помоложе.
Внутри деревянного помещения, как мне кажется, поуютнее, чем в каменном.
Владелец мельницы - не знаю, можно ли назвать его мельником, ведь эти мельницы не мелют - в деревянных башмаках.
И огородик при мельнице. Правильно, своё хозяйство тоже нужно.
Итак, мы прощаемся с Киндердайком и едем дальше. Следующая остановка - Амстердам.
Продолжение следует.
Путешествие. День четвёртый
Мы снова едем. Пересекли бельгийско-нидерландскую границу и направляемся в город Роттердам.
читать дальше
Продолжение следует.
читать дальше
Продолжение следует.