Утренний Амстердам. Накануне мы приехали в гостиницу с одним водителем, который по-голландски не говорил и сам, как выяснилось, был в этих краях в первый раз. Девушки на ресепшн в первый момент вообще захлопали глазами, пытаясь понять, кто мы и что нам надо. К счастью, среди них нашлась одна, худо-бедно говорившая по-русски. С её помощью всё-таки разобрались и расселились.
читать дальшеУтром наш автобус слегка поплутал по городу - экскурсовод ждал нас в гостинице "Виктория", а навигатор привёл водителя на площадь Виктория, совсем в другой стороне. Пока ехали, я сфотографировала вот такую велосипедную стоянку. Велосипед - самое популярное средство передвижения в Амстердаме, именно в этом городе находится самая крупная в мире велосипедная стоянка на нескольких уровнях. И, хотя для них сделаны отдельные дорожки и полосы, а может и благодаря этому, самый страшный зверь на здешней улице - не автомобилист, а велосипедист. Если произойдёт столкновение, виноватым всегда окажется не он.
Но вот мы всё же добрались до гостиницы и встретились с гидом Эдуардом. Эдуард оказался балагуром, всё время подшучивал и жаловался, что такой мрачной и вялой группы как мы, он ещё не встречал. Впрочем, через некоторое время экскурсанты к его манере привыкли, начали смеяться и подшучивать в ответ. Впрочем, Рассказчиком Эдуард, надо отдать ему должное, оказался хорошим.
Центральный вокзал Амстердама. Построен 1889 году на сваях. А иначе тут никак.
После мы проехали мимо зоопарка - старейшего в стране и одного из старейших в мире, если вообще не самого старого. Был основан в 1839 году.
Вот такие выступающие балки под крышами, с крюками и подъёмными блоками, до сих пор используются по назначению - для подъёма груза через окна. Лестницы в голландских домах традиционно крутые и узкие, так что если вы купили рояль, или обыкновенный диван - окно зачастую единственный способ поставить его в комнату.
Стопера - здание, где под одной крышей находятся театр оперы и балета и городской муниципалитет. Я-то привыкла, что центральные столичные театры расположены в старинных домах с колоннами, на худой конец, если постройка современная, что-нибудь футуристичеки-впечатляющее, как парижская на площади Бастилии, или Сиднейская опера. А тут... Впрочем, возможно, мы просто видели его не с того ракурса.
Синий мост - амстердамский ответ мосту Александра III в Париже. Назван Синим, потому что до него на этом месте с XVII века стоял деревянный мост, выкрашенный синей краской.
Отель "Де Европа", пятизвёздочная гостиница, построена на месте постоялого двора, существовавшего ещё XVII веке. На её территории был снят фильм Хичкока "Иностранный корреспондент". А ещё Эдуард рассказал, что этот отель основатель всемирно известной марки пива миллионер Хайнекен подарил своей дочери на её совершеннолетие. Для подарка всё здание обернули жёлтой обёрточной бумагой и обвязали огромным синим бантом.
Конный памятник королевы Вильгельмины. Королевой она стала в 1890 году в возрасте 10 лет (при том, что была четвёртым ребёнком в семье - но её старшие братья умерли молодыми). Именно тогда освободился Люксембург - помните? На троне она провела 58 лет, успев отказаться от сотрудничества с Гитлером и возглавить правительство в изгнании во время Второй Мировой, а в 1948 году, возрасте 68 лет отреклась от трона в пользу единственной дочери и до самой смерти в 62 году носила титул принцессы. Её памятник уникален ещё и тем, что это один из немногих, если не единственный, конный памятник женщине.
Национальный монумент на площади Дам - в память о жертвах Второй Мировой войны. Женщина с голубем в поднятых руках символизирует мир, победу и освобождение, барельеф под ней - страдание жертв, мужские фигуры по бокам - сопротивление интеллигенции и рабочих, воющие собаки - страдание и преданность.
Обычный вид на улицу-канал Амстердама.
И маленький дом всего в два окна. Городская земля дорога.
Вестеркерк, она же Западная церковь - кальвинистский храм XVII века. Именно здесь был похоронен Рембрандт, хотя точное место его захоронения неизвестно - предположительно, у северной стены. Шпиль церкви - самый высокий из церковных шпилей в Амстердаме, 85 м.
К сожалению, снимков удалось сделать немного - ехали быстро, и не все достопримечательности были с моей стороны автобуса. После окончания автобусной экскурсии мы отправились в "Костер Даймондс" - алмазную фабрику. Она же музей и ювелирный магазин. В музее мы, правда, не побывали.
Прямо в холле в ожидании экскурсовода можно увидеть работу гранильщиков.
Копия короны Британской Империи со знаменитым Кохинуром. Так же в витринах по сторонам холла выставлены копии других знаменитых алмазов, включая наш алмаз Шах.
После экскурсовод провела нас в запирающийся кабинет, где рассказала о способах обработки и огранки алмазов, о том, из чего складывается цена - цвет, чистота, вес - и всё это иллюстрировала показом настоящих алмазов и бриллиантов, а так же украшений из них. Их можно было потрогать и примерить, а так же купить - но поскольку самый маленький и дешёвый камушек стоил лишь чуть меньше тысячи евро, наша группа после окончания лекции довольно быстро сбежала. Позже, проходя через ювелирный магазин, я всё же не устояла и приобрела себе гарнитурчик из кулона и серёг - но, конечно, не бриллиантовый.
После фабрики нас ждала прогулка по каналам на вот таком катере. Рядом с причалом, кстати, располагался пивоваренный завод "Хайнекен", но там и фотографировать было нечего - куб из коричневого кирпича с золотой надписью.
Вот такая табличка, которую можно увидеть только с воды. Что написано - не знаю.
Не знаю, как назвать - пилот? водитель? - нашего катера. Внутри столики, за которыми сидела наша группа, и ещё одна, не то китайцы, не то вьетнамцы или японцы - с востока, в общем. Всем выдали наушники, их нужно было воткнуть в панель над столиком и переключить на канал со своим языком.
Ещё один крошечный домик.
И ещё раз Вестеркерк. К сожалению, фотографировать с катера было не легче, чем из автобуса. Толстые стёкла были весьма грязными, и в них здорово отражалось как раз решившее выглянуть солнце.
Выходим в гавань. Сооружение слева - кусок бывшего железнодорожного моста, в котором сделали ресторан.
Вот этот лайнер догнал нас в гавани, и всё время, пока мы не вплыли в устье реки Амстел, шёл параллельным курсом, заслоняя нам вид слева.
Гавань, а в глубине виден первый в Европе плавучий ресторан, построенный в виде китайского дворца или пагоды. С другой стороны находится музей НЕМО, названный в честь героя Жюля Верна - детский интерактивный музей естественных наук, построенный виде носа большого парохода, но сделать хороший снимок мне не удалось, как не удалось сделать снимок парусника, стоящего у одного из причалов.
Плавучие дома. Бывают двух видов: переделанные из катеров и барж, как этот, или построенные на платформах. Появились после войны, когда в городе не хватало жилья, и селились в них поначалу богема и хиппи. Но потом плавучие дома вошли в моду, и теперь это вполне респектабельное жильё.
Мост Магере-Брюг - "Тощий мост". Раздвижной, чтобы пропускать речной транспорт, деревянный мост на реке Амстел был построен ещё в 1673 году, а в конце XIX века его расширили. Легенда гласит, что мост построили две сестры, жившие на разных берегах, чтобы побыстрей попадать друг к другу в гости. Сейчас он пешеходно-велосипедный.
С окончанием водной экскурсии закончилась и наша экскурсия по Амстердаму. Мы погрузились в автобус и направились в местечко Заандам, где посмотрели Домик Петра I. Он находится внутри вот этого здания, как в футляре - в Петербурге схожим образом укрыт первый дом всё того же Петра на берегу Невы.
Вот он, слегка покосившийся и деформировавшийся от времени. Из-за этого кажется, что пол внутри наклонный, хотя пол-то ровный, это стены кривые.
В этом доме Пётр прожил всего девять дней. А память - на века.
Вот так он выглядел целиком. Сейчас сохранилась только задняя часть, та, что пониже, где, собственно, и проживал именитый гость.
На доме, особенно внутри, живого места нет от надписей. Стремление написать "Здесь был Вася" неистребимо - все знаменитые и куча незнаменитых гостей оставили тут свои автографы. И до сих пор оставляют - на показали подпись Лаврова. Работница музея - судя по всему, настоящая энтузиастка своего дела - рассказала, что когда поставили камеры, выяснилось, что самыми большими любительницами расписываться на окнах, оказались почтенные бабушки и пожилые дамы, которых никак не заподозришь в желании похулиганить.
Связаны с надписями и забавные случаи. Есть на внутренней стене, к примеру, надпись на русском, подписанная "граф Кутузов" и датированная серединой XIX века. Когда в музей приезжали с телевидения (только я не поняла, голландского, или нашего) делать передачу, ведущий, не моргнув глазом, сказал на камеру, что надпись сделана Тем Самым Кутузовым. При этом он, указывая на неё, несоответствующую жизни Того Самого дату благоразумно прикрыл пальцем.
Внутри сохранилась кой-какая мебель, и висит портрет Петра. Причём, если наши портретом обычно недовольны "какой-то он слишком грустный" (ну, мы-то привыкли к парадным изображениям, где он орлом смотрит), то местные и иностранцы одобряют: "О, оказывается, ваш царь был красивым мужчиной!"
Слева - кровать-шкаф, в которой спал Пётр, как-то ухитрявшийся при своём росте в неё втискиваться. Впрочем, спали тогда полусидя. На стенах - рисунки, с ним связанные, грамоты... В том числе и документ, свидетельствующий о том, что чтобы получить документ "ваша задолженность составляет 0.00" не нужно компьютеров. До революции дом принадлежал русской императорской семье (кто-то из неё его то ли выкупил, то ли получил в подарок), и на неё, соответственно, была возложена обязанность платить за него налог. И вот некий чиновник написал извещение на имя императора Александра III (к тому времени уже несколько лет, как скончавшегося) о какой-то мизерной задолженности, которую предлагал погасить в течении трёх (!) дней. Видимо, всё же нашёлся умный человек, который объяснил, что только пересылка извещения обойдётся в сумму большую, чем сама задолженность, и оно так и не было отправлено.
Бюрократия - везде бюрократия.
После осмотра домика мы отправились в деревню Заансе Сханс с ещё одним музеем ветряных мельниц.
Впрочем, нас больше интересовал музейчик сыроварения (и магазин при нём, где я купила головку вкусного овечьего сыра), а так же фабрика деревянных башмаков. На фото Эдуард демонстрирует нам детали процесса сыроварения.
Деревенские домики и пасущиеся овечки. Хотя, кажется, местные живут в основном за счёт туризма - в каждом доме если не кафе, то сувенирная лавочка.
А у канала рядом стоит вот такая цапля, чхая на проходящих мимо. Я сначала подумала, что это изображение, но нет, она шевелилась.
А вот и фабрика башмаков. Процесс автоматизированный, и мастер со зрителями как раз наблюдают за изготовлением на станке очередного башмака.
К вечеру мы вернулись в Амстердам. Это - Королевский дворец на площади Дам. Был построен в 1655 году, но до 1808 года использовался в качестве ратуши. Под королевскую резиденцию его переделал Луи Бонапарт, брат Наполеона I, и отец Наполеона III.
Ньивекерк - Новая церковь XV века рядом с дворцом. Первоначально - церковь Святых Марии и Екатерины, позже стала кальвинисткой. Использовалась для коранационных торжеств и бракосочетаний членов королевской семьи, но сейчас там, вроде бы, богослужений не производят, а используют как выставочный центр.
Сама Площадь Дам - "площадь дамбы" (само название Амстердам означает "Дамба на реке Амстел"). Тот самый Национальный монумент, а толпа в центре собралась посмотреть на выступление артиста, кажется, шпагоглотателя.
Музей восковых фигур Мадам Тюссо на площади Дам. Но там я, увы, не побывала.
Бывшая Весовая палата на площади Ньивмарк. Здание было построено в XV веке как Ворота Святого Антония, но потом город вырос за пределы городских стен, и в опустевшех воротах стала работать Палата Мер и Весов, а так же здесь расположились несколько Гильдий. Именно тут был анатомический театр при гильдии хирургов, что запечатлён на картине Рембрандта "Урок анатомии доктора Тульпа". В течении XIX века здесь успели перебывать мастерская уличных масляных фонарей, пожарная станция и городской архив. Потом здесь был музей, а ныне - ресторан. Площадь эта так же известна тем, что вокруг неё находятся множество кафе, имеющих право на продажу конопли и продуктов из неё.
А совсем рядом находятся кусочек Китая - амстердамский Чайна-Таун. Храм Лотоса - самый большой буддисткий храм в Европе - сейчас, видимо, ремонтируется.
Вот такая киса сидит перед дверью в магазин и не слишком-то интересуется покупателями.
Если присмотреться, то видно, что дома в центре наклонены вперёд - так называемые "танцующие" дома. В прошлые времена их частенько так строили - чтобы немного расширить верхние этажи, чтобы поднимаемые наверх грузы не стукались о стенку, а стекающая дождевая вода не пачкала стену и не смывала краску.
Вечерняя экскурсия. Вход в "Квартал красных фонарей". Да-да, мы и там побывали.
Туристов там полно - и для них есть множество кафе и прочих увеселительных заведений. Есть там и простые жители, а отнюдь не только проститутки. И то сказать, это один из самых спокойных районов города. В толпе полно переодетых полицейских, у девушек есть охрана, так что криминалу там не просто разгуляться.
Окна-витрины подсвечены красным, а в них призывно улыбаются прохожим миловидные девушки в купальниках. Всё вполне цивилизованно, никто никого на улице за руку не хватает. Улыбаются девушки всем, в том числе и туристкам-женщинам, вроде меня. Кое-кто, впрочем, наводит красоту, кто-то болтает по телефону, или с человеком, не видимым за краем окна, кто-то курит. Если же окно задёрнуто шторой, значит девушка занята.
Увеселительные заведения, разумеется, со своей спецификой. Вот в этом здании со слонёнком, находится эротический театр. Он пользуется большой популярностью, и в него каждый вечер выстраивается очередь.
Вот совершенно точно помню, что ещё до экскурсии, слоняясь в её ожидании по окрестностям, я через этот канал проходила, и не обратила на него никакого внимания. Пока не начало темнеть, и не зажглись вывески, если не приглядываться - квартал как квартал.
Местный кинотеарт. Если не хватает денег на девицу - а у них, по словам Эдуарда, такса 50 евро за раз - можете сходить на поглядеть, что, конечно, куда дешевле.
А в самом центре квартала - Аудекерк, Старая церковь. Была построена в XIV веке, и с тех пор неоднократно перестраивалась. И в ней, между прочим, похоронена первая жена Рембрандта Саския. И венчались они, и детей крестили тоже здесь.
Ещё одна улица, разминуться в которой с идущим навстречу сложновато, но окна-витрины есть и тут. Фотографировать девушек запрещено, и я решила быть законопослушной - право на анонимность есть у каждого.
И граффити тут специфические. Квартал, кстати, разделён на землячества - на одной улице местные, на другой - из Восточной Европы... Когда мы пришли на улицу негритянок, все окна оказались задёрнуты. Видать, экзотика пользуется спросом.
"Уважайте всякий труд!" - по уверению Эдуадра написано на постаменте. Памятник Бэль, основательницы профсоюза амстердамских путан.
А вот здесь - штаб-квартира профсоюза, если можно так выразиться. Сюда можно принести жалобу, если вам что-то не понравилось, сюда же приходят и соискательницы на вступление в профсоюз. Желаете стать "работницей горизонтального труда" (Эдуард, то ли в шутку, то ли всерьёз сообщил, что в их трудовых книжках профессия указывается именно так)? Добро пожаловать на собеседование. Ваши внешние и прочие данные оценят, присвоят вам категорию - и трудитесь на благо общества.
А здесь - детский сад для детей работниц. Правда, большинство из них предпочитают выходит на промысел вечером и ночью: по правилам профсоюза они не имеют права работать больше восьми часов в сутки, а именно с вечера начинается наплыв клиентов.
Так обозначают границы квартала. С наступлением темноты не ошибёшься!
Продолжение следует.
Путешествие. День пятый
Утренний Амстердам. Накануне мы приехали в гостиницу с одним водителем, который по-голландски не говорил и сам, как выяснилось, был в этих краях в первый раз. Девушки на ресепшн в первый момент вообще захлопали глазами, пытаясь понять, кто мы и что нам надо. К счастью, среди них нашлась одна, худо-бедно говорившая по-русски. С её помощью всё-таки разобрались и расселились.
читать дальше
Продолжение следует.
читать дальше
Продолжение следует.