И вот добралась я до экскурсии, ради которой в значительной степени и решила поехать на Крит. Да, мне хотелось курорта, но так же мне хотелось взглянуть на знаменитые развалины дворца, воспетого в очень мне нравящемся романе "Тезей" Мери Рено. На мой скромный взгляд критская часть в романе - самая лучшая.
Автобус на экскурсию опять пришлось ждать больше четверти часа, но на этот раз я чувствовала себя значительно спокойнее. И вот он наконец приехал, и отправились мы вот сюда.
Это вход в дворцовый комплекс: билетные кассы, кафе, туалеты, сувенирный магазин. Так как мы пришли достаточно рано, большой очереди за билетами не было. Правда, заминка всё-таки случилась: для несовершеннолетних вход то ли бесплатно, то ли со скидкой, не помню, но иногда, если не очевидно, есть 18 или нет, требуют паспорт. Паспорта родители не взяли, попробовали обойтись сканами на смартфонах, билетёры не сразу их приняли... Но наконец всё было улажено, и мы оказались внутри.
читать дальшеДва колодца, найденных во внешнем дворе дворца. Нашедший дворец Артур Эванс объявил их зернохранилищами, но другие археологи никакого зерна в колодцах не нашли. Зато нашли остатки явно ритуальной утвари и несколько костей животных. Видимо, их использовали для захоронения священных предметов, которые нельзя было так просто выбросить.
Алтарь для жертвоприношений.
Очень многое во дворце является новоделом - сэр Артур восстанавливал постройки по собственному разумению, ничуть не смущаясь отсутствием достоверных данных. Однако в таком виде, дающем какое-никакое, а всё-таки представление, как всё это выглядело когда-то, дворец лучше привлекает туристов, так что греки на Эванса отнюдь не в обиде.
Кстати, заинтересовался Эванс этим местом после того, как стало известно, что некий греческий купец нашёл на холме явно древние предметы. Купца символично звали Минос Калокайринос.
Вот и памятник сэру Артуру Эвансу. Сколь бы варварски, как мы сейчас понимаем, он не обошёлся с местом раскопок, славы первооткрывателя у него не отнять.
Один из углов дворца - со знаменитыми красными колоннами (новодел, отлитый в бетоне, но как раз колонны примерно так и выглядели). Можно так же оценить толщину стен. Древние были не дураки, знали, что живут в сейсмоопасной зоне - и толстые стены с прослойками из дерева (тоже видны на снимке), выполнявшими роль амортизаторов, давали неплохую сохранность при землетрясениях. Тем не менее, это не всегда спасало, и Кносский дворец разрушался по меньшей мере дважды, прежде чем был окончательно уничтожен.
Надо сказать, что окрестные виды весьма красивы. Когда я только приехала, то постоянно слышала похвалу критской природе, которая, однако сначала меня разочаровала: показалась пустынной, как на тех же Канарах. Однако в глубине острова и впрямь очень красивые места.
А вот и знаменитые фрески. Это копии - подлинники находятся в музее Ираклиона, позже я их тоже увидела.
И не менее знаменитые рога - подозреваю, что тоже новодел. Но всё-таки представление дают.
Считалось, что минойская цивилизация вместе с Кносским дворцом была буквально сметена цунами, последовавшим за взрывом острова-вулкана Санторини. Однако сейчас археологи говорят, что это не совсем так - человеческих скелетов, неизбежных при массовой гибели людей, во дворце найдено не было. Даже костей животных, и тех почти не находили. Похоже, что жители успели уйти в горы - не зря критяне почитали змей, умеющих предвидеть колебания земли. А после Кносский дворец был даже восстановлен - однако, время его расцвета уже миновало.
Дворцовые подземелья. Почерневшие камни покрыты копотью - следами пожара,как раз и уничтожившего постройку окончательно через век-другой после санторинского землетрясения. После этого дворец окончательно оказался в забросе.
Ещё остатки то ли кладовых, то ли темниц... При таком количестве помещений, неудивительно, что материковые греки с их очень простыми и маленькими домами, сделали слово Лабиринт (что, вообще-то, по одной из версий означает просто "Дом секиры") обозначением множества запутанных ходов и помещений, из которых не найдёшь выхода.
Ещё фрески, включая раззнаметинейшие "Игры с быком".
Идём дальше. С течением времени туристов всё прибавляется, одна группа догоняет другую, иногда изрядно друг другу мешая.
Вот мы и добрались до "Танцующего царя-жреца", хотя бог его знает, что он на самом деле такое. Может быть, никакой не царь и не жрец, а, скажем, победитель состязаний.
А вот и предположительно покои царя и царицы. Во всяком случае, в этих помещениях точно жили женщины, судя по найденным там остаткам косметических средств.
Стул-трон в примыкающих "покоях царя" - копия. В помещении, где стоит настоящий трон, было такое столпотворение, что наша группа прошла мимо. При желании до него после окончания экскурсии можно было б дойти самостоятельно, но при такой жаре...
А вот здесь Эванс уверенно разместил школу ремесленников - но, учитывая, что царские покои буквально за стенкой, это очень вряд ли. Нет, школа там могла быть, но учили в ней наукам куда менее шумным.
Огромные сосуды для хранения вина, масла, или того же зерна. То, что коричневое снизу - подлинное, то, что светлое сверху - реконструкция.
Экскурсия потихоньку приближается к концу.
Наша экскурсовод в кепочке отвечает на возникшие по ходу дела вопросы.
Ну и последний пункт экскурсии - место, которой Эванс окрестил театром.
Однако, учитывая, что на этих ступеньках не слишком-то удобно сидеть, а прямо перед ними нет ничего напоминающего сцену, зато имеется дорога, ведущая в ближайший порт - вероятно, это всё-таки было парадное крыльцо для торжественных встреч.
Итак, с Кносским дворцом мы закончили. Едем дальше - обедать.
Обед у нас был в древнеминойском стиле.Уже на пороге нас встретили артисты. Вот этот бородатый дядя играет на дудочке. Звук довольно гнусавый.
Девушки, насколько позволяют приличия, попытались воспроизвести минойские наряды. Если совсем уж следовать букве, то никаких футболочек телесного цвета под корсажем быть не должно.
Внутри нас ждал вот такой зал.
Наш стол - с глиняной посудой, глиняным светильником, с кувшином, в котором был тот самый ужасно полезный местный чай (на вкус - примерно как обычный зелёный). Позже принесли ещё кувшины с лёгким и кислым вином -каким оно и было в древности, пока его не научились крепить. Есть руками аутентичности ради нас, правда, не заставили.
Содержимое тарелки во время трапезы: лепёшка, маслины, ещё тёплый пирожок с травами, солоноватый творог. Экскурсоводша, когда рассказывала, что нас ждёт, сказала "сыр", но, воля ваша, это всё-таки творог.
После нам подали салатные листья с тем же творогом под оливковым маслом, а потом - макароны с мясом. Сильно сомневаюсь, что минойцы ели макароны. Хотя кто их знает, блюдо не самое сложное в приготовлении.
Пока мы ели, на сцене разворачивалось полулюбительское, но очень милое представление. Сначала нам показали танцы, какими они могли быть в древности.
В большой хоровод втянули так же часть зрителей.
Мужской танец. Были и смешанные, а перед тем нам довольно схематично показали сбор винограда, его давление, и прочли молитву Зевсу (на боковых экранах показывали переводы на разные языки, в том числе и русский). Так что всё это не просто танцы, а праздник урожая.
Потом на большом экране показали фильм-реконструкцию, как выглядели селения на Кносском холме с неолита и до собственно дворца и его разрушения.
Потом была краткая инсценировочка мифа о Тезее и Минотавре.
Ну и увенчал представление выход пары танцоров, которые сплясали пару более современных греческих танцев - и отменно сплясали! После одна из мам нашей группы пожаловалась, что ей пришлось утешать своё чадо, которого расстроила гибель Минотавра. Сам же Минотавр тем временем увлечённо фотографировался со зрителями.
Трапеза и представление окончены, и мы едем в Ираклион.
Остатки стен, построенных венецианцами для защиты города от османов. Сперва завоевавшие Крит жители Венеции пытались насаждать на нём католичество, однако, когда появился общий враг - турки - венецианцы плюнули и сказали: ладно, молитесь как хотите, только платите налоги и стройте укрепления. Надо полагать, местные жители строили их с энтузиазмом. Хотя в конечном счёте всё равно не помогло.
В Ираклионе у нас тоже была небольшая экскурсия. Пешеходная улица Дедала.
Венецианский фонтан - источник воды, изрядно помогавший жителям в войне с турками за город, продолжавшейся аж 24 года.
Рядом с ним - бывший собор Святого Марка, потом побывавший мечетью, а ныне - музей изобразительных искусств.
Венецианская лоджия - здание, где как при венецианцах располагалась администрация города, так и теперь тут мэрия.
Ну и наконец собор Святого Тита - тоже успевший побывать и католическим храмом, и мечетью, и теперь снова православный.
В греческих православных церквях, в отличие от наших, во время богослужений вполне можно сидеть.
После окончания экскурсии я прошла на площадь Свободы...
И поспешила укрыться в прохладном Археологическом музее, куда у меня был комбинированный билет, обошедшийся всего на евро дороже, чем билет в один дворец.
Внутри я наснимала довольно много.
Удивила схематичность человеческой фигурки при большой реалистичности бычьей головы. Едва ли тут дело в недостатке мастерства - скорее, человек в принципе интересовал художника куда меньше.
Макет Кносского дворца. Кстати, кроме него на Крите нашли ещё три, размерами поменьше - и один как раз рядом с той деревушкой, где мы обедали.
В одном из этих дворцов и нашли знаменитый Фестский диск.
Вот и оригинал "Игр с быком".
Вот и секиры, в честь которых Лабиринт вполне возможно получил своё имя. Дядя рядом для сравнения размеров.
Секир было найдено много - ну, ритуальное оружие, все дела.
Ещё одна знаменитая бычья голова - я думала она больше.
Ну и богини со змеями. Все их уже, конечно, видели-перевидели, но всё равно не могу не.
Шлем из кабаньих клыков.
Оригиналы фресок, многие из которых скорее раскрашенные барельефы.
Золотые и прочие украшения, из века в век становившиеся всё наряднее и изощрённее.
Почему-то смотрительницы последних залов вдруг принялись протестовать, когда я вытаскивала фотоаппарат, несколько удивив меня своей логикой - почему фрески фотографировать можно, а мозаику, или стеклянную посуду уже античного периода нельзя? Так что самое красивое ожерелье я даже пытаться снять не стала.
Ну а после музея моя экскурсионная программа закончилась, и в этот день, и вообще. Оставшееся на Крите время я купалась, загорала (обгорала ), и смотрела телевизор в номере. Так что помещу ещё только одну фотографию, снятую уже в день отъезда, потому что название кафе в Ираклионском аэропорту меня несколько позабавило. Хотя, в общем-то, ничего необычного в нём нет.
Конец.
Крит, часть 4. Кносс и Ираклион
И вот добралась я до экскурсии, ради которой в значительной степени и решила поехать на Крит. Да, мне хотелось курорта, но так же мне хотелось взглянуть на знаменитые развалины дворца, воспетого в очень мне нравящемся романе "Тезей" Мери Рено. На мой скромный взгляд критская часть в романе - самая лучшая.
Автобус на экскурсию опять пришлось ждать больше четверти часа, но на этот раз я чувствовала себя значительно спокойнее. И вот он наконец приехал, и отправились мы вот сюда.
Это вход в дворцовый комплекс: билетные кассы, кафе, туалеты, сувенирный магазин. Так как мы пришли достаточно рано, большой очереди за билетами не было. Правда, заминка всё-таки случилась: для несовершеннолетних вход то ли бесплатно, то ли со скидкой, не помню, но иногда, если не очевидно, есть 18 или нет, требуют паспорт. Паспорта родители не взяли, попробовали обойтись сканами на смартфонах, билетёры не сразу их приняли... Но наконец всё было улажено, и мы оказались внутри.
читать дальше
Ну а после музея моя экскурсионная программа закончилась, и в этот день, и вообще. Оставшееся на Крите время я купалась, загорала (обгорала ), и смотрела телевизор в номере. Так что помещу ещё только одну фотографию, снятую уже в день отъезда, потому что название кафе в Ираклионском аэропорту меня несколько позабавило. Хотя, в общем-то, ничего необычного в нём нет.
Конец.
Автобус на экскурсию опять пришлось ждать больше четверти часа, но на этот раз я чувствовала себя значительно спокойнее. И вот он наконец приехал, и отправились мы вот сюда.
Это вход в дворцовый комплекс: билетные кассы, кафе, туалеты, сувенирный магазин. Так как мы пришли достаточно рано, большой очереди за билетами не было. Правда, заминка всё-таки случилась: для несовершеннолетних вход то ли бесплатно, то ли со скидкой, не помню, но иногда, если не очевидно, есть 18 или нет, требуют паспорт. Паспорта родители не взяли, попробовали обойтись сканами на смартфонах, билетёры не сразу их приняли... Но наконец всё было улажено, и мы оказались внутри.
читать дальше
Ну а после музея моя экскурсионная программа закончилась, и в этот день, и вообще. Оставшееся на Крите время я купалась, загорала (обгорала ), и смотрела телевизор в номере. Так что помещу ещё только одну фотографию, снятую уже в день отъезда, потому что название кафе в Ираклионском аэропорту меня несколько позабавило. Хотя, в общем-то, ничего необычного в нём нет.
Конец.