Интересное чтение. Если кратко - книга о том, как способность к воображению создала нашу цивилизацию.
Человек, старый знакомый гомо сапиенс, был, как теперь известно, лишь одной из ветвей разумных человекообразных, и далеко не самой сильной, приспособленной, и даже не самой умной - мозг неандертальца, как говорят, весил больше мозга человека. Так почему же именно наши предки выиграли гонку за выживание? Благодаря способности мечтать - отвечает автор. В какой-то момент у человеков развилась способность верить в то, что нельзя увидеть глазами, пощупать руками и услышать ушами. Казалось бы, сомнительное достижение, но именно эта способность оказалась тем фактором, который позволил объединяться и налаживать долгосрочное сотрудничество огромным массам людей.
Ведь что такое, например, государство? Земля? Нет, ненаселённая территория государством быть не может. И населённая разрозненными племенами государством тоже не является. Люди? Но люди могут разъехаться по другим странам и территориям, страна может присоединить себе другую страну или её кусок вместе с её населением, а может распасться на части и образовать новые страны - и глядишь, земля та же, люди те же, а прежнего государства и в помине нету. Можно сказать, что государство - это договор, который люди, проживающие на определённой территории заключили между собой и с жителями других территорий. Но ведь этот договор нематериален. Конечно, он где-то записан, но его носитель или носители - не более, чем символ, да способ ознакомиться с положениями договора для тех, кто не присутствовал при подписании, и если с этим носителем что-то случится, договор свою силу отнюдь не утратит. Огромная масса вещей и понятий - религия, законы, патриотизм, права человека, деньги, политические и экономические структуры - существуют исключительно в нашем воображении. Просто мы ведём себя так, словно они имеют реальную силу. И пока достаточное количество людей соглашается так себя вести, они действительно имеют реальную силу.
До появления абстрактного мышления группы людей держались исключительно за счёт родственных и дружеских связей. Именно так живут нынешние человекообразные, именно так жили наши предки, и для простого выживания этого было достаточно. Но на неформальных связях может функционировать группа в сто-сто пятьдесят особей, если же количество особей превышает этот порог, группа распадается. Если мы хотим наладить долгосрочное сотрудничество хотя бы двухсот человек, уже нужна какая-то идеологическая склейка, будь то воинская дисциплина, вера в общего бога или корпоративная этика - в общем, что-то, относящееся к области умозрительного. У наших предков была была возможность создать объединяющую идеологию, у его эволюционных конкурентов - нет. А потому, хотя в столкновении один на один человек неандертальцу как правило проигрывал, и в столкновении племя на племя тоже победа оставалась не за нами, но люди, потерпев первые поражения, имели возможность объединиться и просто задавить противника числом. Неандертальцы же такой способности были лишены.
Но с исчезновением видов-конкурентов гонка за лидерство не кончилась. Теперь она велась между цивилизациями, созданными людьми. И как же так получилось, что в выигрыше оказалась именно европейская цивилизация, сумевшая сначала завоевать, а потом навязать свой образ мысли практически всему остальному миру? Далеко на самая многолюдная и богатая, в какой-то момент Европа сумела сделать научно-технологический рывок и обойти на повороте всех остальных. Что ж этому способствовало?
Ответ автора - помимо, конечно же, других факторов, у европейцев оказалась самая подходящая идеология.
До самого Нового времени у Европы в этом смысле не было никакого преимущества. При всей разнице древних мировоззрений, у всех них было нечто общее - а именно, убеждённость в том, что все знания о мире человеку уже даны. Богом или богами через безвестных сочинителей мифов или почитаемых пророков, либо отдельными очень авторитетными смертными, вроде Аристотеля или Конфуция, но в любом случае источник знаний - в прошлом. Хочешь постичь высшую мудрость, найти ответы на все вопросы - изучай прилежно труды мудрецов, всё, что тебе нужно, там уже есть. Конечно, случались скептики, которых имеющееся объяснения на удовлетворяли, и они пытались сложить собственную картину мира, но их либо объявляли еретиками, либо забывали, либо, если им везло, и они собирали достаточное количество почитателей, уже их собственные труды объявлялись истиной в последней инстанции, а противоречие им - ересью. Жизнь вносила коррективы, новые знания постепенно накапливались, но процесс был долгий и трудный. Поиск новых знаний в массовом порядке не то, чтобы был под запретом, а просто не приходил людям в голову.
Так было и в Европе, пока в эпоху Возрождения не случилось потрясение основ: была открыта Америка. Целый континент, даже два, с населяющими их народами, неизвестными видами животных и растений, наполненные неизведанным, о которых у Древних не сказано ни слова! Устремившиеся на поиски Эльдорадо авантюристы были заодно и невольными исследователями. Оказалось, что приобретение новых знаний - выгодно! В свою очередь, научные исследователи были и завоевателями, ибо открыв какую-то новую землю, тут же объявляли её собственностью своей страны, стремясь способствовать славе и обогащению родины. До сих пор бизнес и наука шагают рука об руку, и как бы не грезили ученые о "чистых" изысканиях, свободных от диктата денег и политики, но средства давались, даются и будут даваться на то, что способно принести прибыль - пусть не прямо сейчас, но в перспективе. Вопрос лишь в дальновидности спонсора.
В результате в головах европейцев произошёл переворот, приведший к тому, что мы сейчас называем научным мышлением. Люди согласились признать своё невежество. Да, есть очень многое в мире, о чём мы не знаем, но что нам желательно узнать, потому что это принесёт выгоду. Больше того, то, что мы уже знаем, тоже не есть окончательная истина. Если накопятся факты, опровергающие старое знание, мы должны отказаться от старого знания в пользу нового. Рывок в науке - рывок в технологиях, тут же находящих себе применение в жизни. Развивалось оружие, развивался транспорт, развивались и все прочие сферы. В том числе революция случилась и в ещё одной важной области - экономике. На авансцену вышел Его Величество Кредит.
Конечно, и раньше существовали кредитные организации, но их доля в мировой экономике была невелика. В долг давали не слишком охотно, и дело это считалось небогоугодным: излишек в одном месте приводил к недостатку в другом. Несостоятельный должник либо разорялся сам, либо вместе с собой разорял и кредитора. А потому и люди старались по возможности не обременять себя долгами, и взаимодавцы очень даже думали, кому можно дать, а кому слишком рискованно. Но в эпоху Великих географических открытий ситуация изменилась: экспедиции в Новый Свет приносили сверхприбыль, так что даже если большая часть их погибала или не привозила ничего, оставшихся хватало, чтобы окупить все предприятия - игра стоила свеч. И потому деловые люди быстро сообразили, что им вовсе не обязательно самим рисковать своей шкурой на неведомых берегах - достаточно ссудит денег тем, кто на это готов, под их будущие прибыли. То есть, опять-таки, под нечто умозрительное, в реальности пока ещё не существующее. Система начала развиваться и усложняться, и в конце концов пришла к тому, что мы имеем сейчас. Вопрос с богоугодностью тоже решился положительно: надо просто тратить заработки не на роскошь, а на увеличение своего предприятия. Деньги делают деньги, чем больше фирма, тем больше трудовых мест, тем большему количеству людей даётся возможность зарабатывать и вести достойную жизнь. Ура, да здравствует бизнес!
Конечно, пересказ этот очень кратенький, там в книге ещё много чего другого, но основное я описала. Что мне ещё понравилось, так это то, что автор постоянно подчёркивает двойственность любого явления. Завоевательный империализм это, конечно, нехорошо, но именно империи нередко обеспечивали культурные и научные прорывы - да, за счёт покорённых народов, о которых мы нередко хоть что-то знаем именно благодаря учёным-имперцам. Деньги - общепризнанный источник зла, но они же являются практически универсальным способом сотрудничества: если у тебя есть что купить, а у меня есть чем заплатить, мы всегда имеем шанс найти общий язык, какие бы языковые, культурные и прочие барьеры нас не разделяли. Капитализм - это прогрессивно и эффективно, но без регулярного осаживания и контроля он то и дело норовит обернуться к людям не ласковой улыбкой, а кровавым оскалом. У любой медали есть оборотная сторона, короче.
Люблю такие книги - о серьёзных вещах, но не заумно, читается легко и с удовольствием.