Продолжаем разговор.
Кроме почётных и служебных должностей были ещё наградные и титулы знатности. Наградная должность была по сути тем же титулом - только не наследуемым. Её отличие от всех остальных было в том, что получить её можно было только за военные заслуги, и никаких социальных ограничений при этом не имелось - наградную должность вполне могли дать и отличившемуся солдату-простолюдину.
Перечень наградных должностей:
Шан чжуго, "Высшая опора государства" - основной второй ранг.
Чжуго, "Опора государства" - сопровождающий второй ранг.
Шан хуцзюнь, "Высший покровитель армии" - основной третий.
Хуцзюнь, "Покровитель армии" - сопровождающий третий.
Шан цинцзюй дувэй, "Высший общеначальствующий пристав легких колесниц" - основной четвёртый.
Цинцзюй дувэй, "Общеначальствующий пристав лёгких колесниц" - сопровождающий четвёртый.
Шан цидувэй, "Высший общеначальствующий пристав конницы" - основной пятый.
Цидувэй, "Общеначальствующий пристав конницы" - сопровождающий пятый.
Сяоцивэй, "Пристав доблестной конницы" - основной шестой.
Фэйцивэй, "Пристав летающий конницы" - сопровождающий шестой.
Юньцивэй, "Пристав облачной конницы" - основной седьмой.
Уцивэй, "Пристав воинственной конницы" - сопровождающий седьмой.
Однако наградная должность зависела не только от разового достижения на поле боя. Награждение складывалось из нескольких факторов, "подвижек", словно очков в игре: имел значение и личный послужной список, и заслуги отца и/или деда, и наличие других должностей и даже величина и значимость самой битвы, в которой был совершён подвиг. Всё дотошно расписывалось (у китайцев вообще страсть к классификации) - в общем, было сделано всё возможное, чтобы если уж не исключить, то хотя бы свести к минимуму риск произвола и личных симпатий-антипатий со стороны награждающего.
Награждение носило и вполне материальный характер: носители освобождались от уплаты налогов (как и все должностные лица), и получали от государства поля вечного пользования. Учёт жителей, получивших наградную должность проводился ежегодно.
А теперь перейдём к титулам. Как и положено, их обладание зависело от происхождения, либо пожалования лично императором. С каждым титулом был связан определённый ранг, а так же удел в определённое количество дворов, переданный "в кормление". Начнём с императорской семьи:
Тайцзы, "Великий сын" - наследник престола.
Циньван, "ван (князь) крови" - сыновья и братья императора - основной первый ранг.
Цзюньван, "областной ван" - сыновья наследника престола (в принципе этот титул могли пожаловать и сыну циньвана - в качестве особой милости) - сопровождающий первый ранг.
Сыван, "наследный ван" - наследник циньвана, тот, кому предстоит получить удел - сопровождающий первый.
Гогун, "княжественный гун" - наследные сыновья сыванов, цзюньванов, а так же сыновья лиц, пожалованных званием вана и наследующих с понижением - сопровождающий первый.
Цзюньгун, "областной гун" - прочие сыновья циньванов - основной второй.
Дальше шли более низкие титулы:
Гун - сопровождающий второй.
Хоу - сопровождающий третий.
Бо - основной четвёртый высший.
Цзы - основной пятый высший.
Нань - сопровождающий пятый высший.
Иногда к титулу добавлялась приставка "сянь" - "уездный": сяньгун, сяньхоу и т.д. Была и ещё одна добавка к титулу - кайго, довольно трудно переводимая, что-то вроде "основатель удела", или "участвовавший в основании государства". В некоторых источниках указывается, что этим титулом жаловали людей, поспособствовавших приходу к власти правящий династии.
Учитывая, что в Китае был развит институт наложниц, наследником как правило становился старший сын главной жены. Препятствием могла стать преждевременная смерть, совершение преступления или тяжёлая болезнь, и тогда права наследования переходили старшему внуку от старшего сына и его главной жены. Если такового не было (или был, но умер), то наследником назначался следующий брат старшего сына от той же матери, потом шли сыновья наложниц, потом - следующие внуки от старшего сына и т.д. Интересно, что наследование шло исключительно по нисходящей линии - сыновья, внуки, в крайнем случае - племянники, при условии, что при жизни дяди они выполняли обязанности сыновей. Но братья покойного ни при каких обстоятельствах наследовать титул и удел не могли. Если потомков по мужской линии не было, удел просто ликвидировался.
Полагались аристократии и поля вечного пользования. Если кто-то получил пожалование, но умер, не успев вступить во владение, то наследникам доставалась только половина.
Но этим лестница титулов не исчерпывалась. Кроме мужских, существовали и женские титулы знатности, правда, не передаваемые по наследству. Именовались они минфу "именитые дамы", и делились на внутренних (нэй) и внешних (вай). Принцессы же, то есть женщины из августейшей семьи, находились особняком, не принадлежа ни к тем, ни к другим (хотя некоторые тексты относят их к внешним).
Перечень принцесс:
Да чжангунчжу, "Великие старшие всеобщие повелительницы" - тётки императора по отцу, то есть сёстры предыдущего императора.
Чжангунчжу, "Старшие всеобщие повелительницы" - сёстры императора.
Гунчжу "Всеобщие повелительницы" - дочери императора.
Все перечисленные приравнивались к первому рангу. Дальше шли:
Цзюньчжу, "областные повелительницы" - дочери наследника - сопровождающий первый.
Сяньчжу, "уездные повелительницы" - дочери ванов крови - сопровождающий второй.
Дальше шли дамы. Внутренними дамами именовались обитательницы императорского гарема и гарема наследника престола. Расписывать названия и ранги всех этих фэй, пинь и ляньди, я, с вашего позволения не буду - желающих отсылаю к Рыбакову. Но важно было то, что императорская наложница - это не просто какая-то там девка. Это государственный служащий, человек в определённом ранге, что сказывалось и на её родне - матери наложниц с первого по четвёртый ранг включительно получали титул "областной матушки" - цзюньцзюнь - тоже приравнивавшейся к определённому рангу.
Внешние же дамы составляли женскую часть двора - это были матери и жёны получивших титулы и должности мужчин (опять-таки, неважно, служебных и почётных). Разумеется, и здесь царила строгая иерархия. Как и в Европе, самостоятельными эти титулы не были, и всегда привязывались к рангу мужчины. При этом к титулу матери всегда добавлялась приставка "тай" - "великая": если супруга должностного лица получала титул "уездная матушка", то мать именовалась не иначе как "великая уездная матушка".
Наложницы ванов и ниже в число дам не входили. Но и тут была своя регламентация - чётко расписывалось, кому сколько наложниц полагается иметь, и как их называть. Меньше определённого числа можно, больше - нельзя, но, как пишут, на деле случалось всякое.