Надо сказать, что моя китайская поездка в какой-то момент висела на волоске. Насколько я поняла со слов работницы "Интуриста", которая её оформляла, мне каким-то образом подгадил ЧМ: не собиралась группа, и всё тут. Она даже пыталась предлагать мне другие страны, но я хотела именно в Китай, и тогда мне заменили начальный тур на другой, с меньшим количеством дней и объектов; зато там принимающая сторона была готова возить меня одну, видимо решив, что один человек всё же лучше, чем вообще никого. И я получила индивидуальный тур по цене группового.
Вылетела я в Китай днём, чтобы прибыть на место глубокой ночью. Народу туда и обратно летело прилично - большой лайнер в обоих случая был забит почти полностью. Но два кресла рядом со мной были пусты, я с удобством расположила на одном из них свои вещи, будучи уверенной, что оно свободно. Однако перед самой посадкой пришли два парня-китайца и заняли эти места. Где они проболтались весь остальной полёт - понятия не имею.
Зато я впервые, хотя регулярно летаю уже сколько лет, увидела кино на борту самолёта. В спинки кресел были вмонтированы экраны, в которых был довольно большой выбор всяких развлечений. Хочешь фильм посмотри, хочешь - сериал, хочешь - документальное или спортивное что-нибудь, можно музыку послушать, можно поиграть во что-нибудь. Так что я воспользовалась случаем и посмотрела "Бегущего по лезвию 2049" - я ещё про него обязательно напишу. Давно собиралась, да всё руки не доходили.
Когда мы прибыли, оказалось, что нужно перед паспортным контролем ещё заполнить специальную карточку: имя, фамилия, гражданство, каким рейсом приехал, где будешь жить, где дали визу. Кого-то завернули для переделки, но у меня приняли, едва глянув, не помешало даже то, что слово "Москва" я написала неправильно: ну не вспомнила я в тот момент на нервах, как оно пишется латиницей. Почти такую же карточку пришлось заполнять и при отъезде - что ж, китайцы не зря славятся своей бюрократией. Зато наш багаж за это время уже выгрузили, и свой чемодан я увидела сразу же. И сразу же увидела встречающего с моим именем-фамилией на бумажке.
А вот дальше получилась задержка. Покивав мне и встав рядом со мной, встречающий продолжал оставаться на месте, показывая эту бумажку выходящим пассажирам. Оказалось, что он с какого-то бодуна уверен, будто ему нужно встретить десять человек. Поскольку он ни бельмеса не знал по-русски, а я, соответственно, по-китайски, то мне стоило изрядного труда, чтобы с помощью жестов и нескольких английский слов растолковать ему, что больше никто не придёт, и что стоит хотя бы позвонить и уточнить, так сколько же человек всего надо встретить. В конце концов он, поругавшись с кем-то по телефону, всё-таки повёл меня к машине.
В отеле он о чём-то долго переговаривался с девушками на ресепшене - они качали головами, тыкая в клавиши компьютера, и я изрядно занервничала: я приехала раньше, чем планировалось, чтобы не идти сразу с самолёта на экскурсию, а провести остаток ночи в отеле за доплату. Но что если произошла накладка, и номер для меня не готов? Так что, когда шофёр потянул мне трубку, и в ней женский голос с акцентом спросил, будет ли мне удобно завтра в полдвенадцатого, я, окончательно запсиховав, вопросила: а что я до этого делать буду?! Но оказалось, что волноваться не о чем, речь идёт о завтрашней экскурсии, а в номер меня отправили минутой позже. Пришлось отдать сто долларов как залог - после выселения их вернули.
Вот он, мой отель:
читать дальшеНа следующий день я, поспавшая и отдохнувшая, отправилась на первую экскурсию. Моя сопровождающая представилась мне как Лидия, но подозреваю, что китайское имя у неё другое, а это используется для общения с туристами. И отвезла она меня в Храм Неба - Тяньтань, построенный при династии Мин, в 1420 году. Вот вход туда.
За ними ещё один вход - в квадратное огороженное пространство.
За которым расположен Круглый алтарь - Юаньцютань. Круг - символ Неба, квадрат - символ Земли.
Лидия сфотографировала меня на вершине алтаря, на том месте, где когда-то и молился император. Поскольку именно он был Сыном Неба, то только ему и разрешалось обращать к Небу молитвы и приносить жертвы. А под зонтиком я потому что солнце жаркое.
Вот это зелёное возвышение со ступеньками - Священная кухня, Шэнчу. В нём находится печь для сжигания приносимого в жертву, на самом алтаре ничего не жгли. В корзинах так же горел огонь.
Ещё одни ворота...
И мы оказываемся у Зала Небесного Свода, Хуанцюнюй, построенного в 1530 году. Здесь в перерывах между церемониями хранились поминальные таблички правящей династии.
Вот в этих шкафах, что по бокам.
Голубой цвет черепицы на крышах и стенах - цвет Неба. А вот саму стену ободрали, плитка на ней не сохранилась.
Везде стоят вот такие огромные курильницы.
Кипарис Девяти Драконов, которому не то пятьсот, не то целая тысяча лет. Вообще, как мне показалось, два самых любимых китайцами дерева для посадки - кипарис и плакучая ива, они в парках везде.
Идём дальше и попадаем на Священную дорогу, она же Мост Алых Ступеней, Даньбицяо (Алые Ступени - одно из образных обозначений императора и его дворца). Длинна - 360 м, ширина - 30 м, и дальний конец на два метра выше, чем наш, ведь к Небу надо хоть символически, но подниматься.
И заканчивается Священная дорога вратами Молитв о Хорошем Урожае.
За ними стоит Храм Урожая или Храм Жатвенной Молитвы о Хорошем Урожае, Циняньдань.
Трёхярусную платформу венчает Зал Молитв. Внутрь никуда не пускают, но можно сфотографировать через открытую дверь.
Храмовый комплекс окружает парк с вот такими галереями, по словам Лидии, очень любимый пенсионерами.
После прогулки по парку мы поехали в вот такой ресторанчик пообедать. Я на всякий случай привезла с собой вилку, но не понадобилось: вилка всегда находилась, либо я (на ужин, например) покупала что-то, что можно есть руками: сендвич, булочку, куриную ножку.
А вот сам обед мне не понравился. Кажется, Лидия излишне буквально приняла моё пожелание, чтоб без острого, и еда оказалась почти совсем лишена вкуса. Вот уж не знаю, что надо сделать с курицей - вон она в центре, под сладким соусом - чтобы мясо вообще не чувствовалось. Кстати, в Китае в ресторанах принято не раскладывать сразу на тарелки, как у нас, а приносить каждое блюдо на стол в общей миске или супнице, откуда уже каждый посетитель накладывает себе сам.
После обеда мы пошли в расположенную в том же здании фабрику шёлка. Хотя фабричные помещения мне не показали, я была только в магазине. У входа сидит вот такой божок богатства, покровительствует благому делу торговли.
Сперва мне быстренько рассказали о производстве шёлка: показали червячков, гусениц, коконы...
Как их вываривают и разматывают нить...
Или производят что-то вроде ваты, только шёлковой. Коконы, как оказалось, бывают двух видов. Иногда в кокон заматываются сразу две гусеницы, они перепутывают нити, и тогда размотать их уже невозможно. Из такого материала шьют подушки и одеяла - лёгкие, воздухопроницаемые, и к тому же почти не сбивающиеся, так что их не надо простёгивать, как ватные.
Ну а после рассказа добро пожаловать, дорогие туристы, покупайте наши изделия. Я приобрела подушку и веер. Будь это последний день, я бы купила что-нибудь поосновательней, я там приценивалась к палантинам, и цена не сказать, чтоб запредельная... Но это был первый день, я ещё не знала, сколько денег у меня уйдёт на всё остальное, и потому пожмотничала. Но за эту поездку я затарилась сувенирами, как, наверно, ни за какую другую. Когда ты в группе, проще притвориться шлангом, однако когда продавцы пляшут вокруг тебя одной, с надеждой заглядывая в глаза, уходить с пустыми руками как-то неудобно. Со мной вообще были очень предупредительны, носили мои покупки, открывали передо мной двери и дверцы автомобилей... Я прямо почувствовала себя белой женщиной. Приятно, но и слегка неловко, я же к такому не привыкла.
Потом я ещё походила, посмотрела на копии традиционных императорских одежд. Вот такие: тут и верхнее одеяние, и сапоги, и пояс.
Или шёлковые картины - вот лотос, например.
На том на сегодня экскурсии кончились, и меня отвезли в отель. Это я сняла по дороге - проезжие полосы широких улиц часто разделены вот такими посадками с цветами, чаще всего - розами.
Продолжение следует.