В последний день перед отлётом я решила сходить в музей и прогуляться вокруг Запретного города. И отправилась я снова на площадь Тяньаньмэнь, опять на такси. Видимо, тариф у них зависит от зоны, потому что получасовой путь в зоопарк и полуторачасовой по пробкам путь в центр вышли по цене примерно одининаково - 63 и 67 юаней соответственно.
Дом рядом с эстакадой, с крышей в традиционном стиле.
читать дальшеИ вот я снова на площади. К тому, что люди сидят в парках на траве я уже привыкла. Но тут они совершенно спокойно сидят прямо на мостовой. А уж сколько сидящих в музее! По углам и на лестницах - десятками. Просто садятся у стен или на ступеньки и отдыхают, копаются в телефонах, работают в планшетах и ноутбуках...
В Национальный музей пускают тоже по документам, и, глядя на длиннющий хвост к дверям, я приуныла - если это только на вход, то что же у касс? Но хвост двигался быстро, а внутри меня ждал приятный сюрприз - музей бесплатный, ни кассы, ни контролёров. Честно говоря, я несколько рисковала, поскольку совершенно не знала, на что иду: в Праге, например, Национальный музей оказался естественно-научным. Но тут я нашла именно то, что хотела - цокольный этаж занимает обширная историческая экспозиция. Фотографировать я, правда, начала не сразу, но начав, уже не могла остановиться. История Китая весьма богата и разнообразна, и только описанный период уходит в глубь веков на два тысячелетия до нашей эры. И полтора из этих летописных тысячелетий подтверждены археологическими находками.
Вы бы догадались, что это - тигр и конь? Я бы нет, но судя по подписи - они и есть.
Птица фэнхуан, что обычно переводят как феникс. Воплощала женское начало, и потому стала символом императрицы, в то время как дракон - мужское начало - символ императора.
Детали конской упряжи и колесниц. Всегда удивлялась, как в гористых Китае и Греции ухитрились сделать основной боевой единицей именно колесницу.
Не могу сказать насчёт предназначения конкретно этих сосудов, но вообще - треножники носили священный характер. Выражение "утвердить треножники" использовалось в значительных случаях: во время становления новой династии, или при перенесении столицы, к примеру.
Верховных династий, кстати, в доимперском Китае, было три. И если первая династия Ся до сих пор остаётся легендарной, то сменившая её династия Шан, она же Инь, вполне задокументирована найденными археологами надписями.
Сама бы от такого гребешка, пожалуй, не отказалась.
Закончили своё существование династии Ся и Шан одинаково - если первые правители были мудры и добродетельны, то последние стали развратными тиранами, и Небо отняло у них своё покровительство, чтобы привести к власти новую династию - Чжоу. На самом деле, конечно, просто глава племенного союза Чжоу завоевал территорию, на которой до этого правили иньцы. Но, стремясь придать своей власти видимость легитимности, чжоусцы разработали концепцию Небесного мандата, которое Небо вручает достойным и отнимает у недостойных. Так что с одной стороны мятеж в Китае, как и везде, одно из самых тяжких преступлений, а с другой стороны - мятежник, сумевший сесть на трон, автоматически перестаёт быть таковым. Воля Неба!
Итак, династия Чжоу правит Китаем с XI по III век до н. э. Территория расширяется,культура развивается.
Но извне Китаю угрожают другие племена, и в восьмом веке правители, опасаясь их, переносят столицу на восток. Земли же бывшей западной столицы были отданы союзному племени. Племя образовало на этом месте удел Цинь, получивший среди остальных репутацию варварского.
Это колокол. У него не было языка, в него били специальным билом.
Реплика сотканной в те времена ткани. Здесь плохо видно, но узор очень тонкий.
Как вы думаете, что это такое?
Не буду долго томить незнающих - это монеты. До монет круглой формы - вон они, слева - первым додумалось как раз то самое варварское государство Цинь.
Обратная сторона зеркала.
Но не всё спокойно в чжоуском королевстве - если в Европе это пора Древнего мира и античности, то в Китае как раз на это время приходится период феодальной раздробленности. При номинальном господстве Сына Неба правители отдельных уделов - чжухоу - становятся всё более самостоятельными и независимыми. Наступает период Чуньцю, "Вёсен и Осеней" (VIII - V вв до н. э.), названный так по одной из древнейших сохранившихся хроник "Анналы Вёсен и Осеней", приписываемой, между прочим, самому Конфуцию. Во всяком случае в "Анналах" излагается история его родного княжества Лу. Многочисленные княжества и царства начинают воевать между собой.
Записанные уже в минский период песни царства Чу, одного из уделов, возникших тогда в Китае.
Первые книги, впрочем, писались на вот таких бамбуковых планках. Их соединяли между собой и сворачивали в рулоны.
А вот это - музыкальный инструмент, звучащий по принципу ксилофона.
Похожий инструмент, но с колокольчиками.
Борьба между уделами становится всё напряжённее. "Период Вёсен и Осеней" сменяется эпохой Сражающихся царств (V - III вв. до н.э.).
Крупные царства поглощают более мелкие, отчаянно соперничают между собой - и вот наконец Китай объединяет то самое варварское княжество Цинь, к которому другие, более "цивилизованные" уделы относились с пренебрежением.
Циньский правитель Ин Чжэн довершет дело, начатое ещё его прадедом, разгромившим войска Чжоу, и железной рукой правит основанной им империей, взяв себе имя Цинь Ши-хуанди, Первый Император - до того верховные правители именовали себя ванами.
Вот эта стела с самовосхвалением была установлена им на небезызвестной любителям дорам горе Ланъя. Конфуцианцы люто ненавидели Цинь Ши-хуанди, и у них были на то веские причины - преследования инакомыслящих, сожжение книг, драконовские законы никого не красят. Но всё же нельзя отрицать его заслуги в становлении Китая в том виде, в каком мы его знаем. Помимо объединения Китая в единое государство, расширения территории, унификации всех мер и денежной системы, - именно он перебил хребет старой аристократии и вручил власть чиновничеству. И как потом титулованная знать ни старалась, прежних позиций вернуть так и не смогла.
Связка монет.
Но, как это водится, династия, основанная одним человеком, оказывается недолговечной. Император умер в своей постели, но после его смерти империя немедленно заполыхала со всех концов. После падения Сяньяна, столицы империи Цинь, победители передрались между собой, чтобы в конце концов, после нескольких лет кровопролитной войны, уступить место сильнейшему - основателю династии Хань (II в до н. э - II в н. э.). И до сих пор сами китайцы зовут себя ханьцами.
Коробочки для косметики.
Подлинный образец ткани.
Вот такие модели домов, а так же изображения людей и животных клали в гробницы. Поскольку от создававшихся из глины и дерева построек мало что сохранилось, именно по этим изображениям мы можем судить о быте китайцев того времени.
А так же по вот таким барельефам, тоже найденным в гробницах.
Едва ли кто-нибудь когда-нибудь действительно седлал носорога, но носороги тогда в южных областях Китая и прилегающих территорий действительно водились. В сборнике древних стихов "Ши цзин", например, постоянно упоминаются кубки из носорожьих рогов.
Реки и каналы - основной способ перевозки грузов и пассажиров. Увы, развитие внутреннего водного транспорта привело к тому, что морское судостроение изрядно тормозило.
Династия Хань (если не считать древних доимперских) оказалась самой долговечной - она, хоть и с небольшим перерывом на узурпацию министра Ван Мана, просуществовала около четырёхсот лет. Но в конце концов она пала, и единая империя раскололась на несколько частей: сперва знаменитое Троецарствие, потом - нашествие кочевников и образованные ими варварские государства, потом Южные и Северные династии...
Но жизнь на месте не стояла - совершенствуются изделия, пишутся стихи, работают чиновники...
Например, вот такие.
Курильница.
Половник - в любом веке половник.
Накладки для пояса.
Но со временем империя восстанавливается - под эгидой сперва недолговечной династии Суй, потом - мощной династии Тан (VII - X вв). Именно Танская империя считается временем наивысшего расцвета Китая.
На недосягаемую высоту поднимаются культура и военная мощь, развивается международная торговля - в этот период в Китае никого не удивить чужеземцами из самых дальних земель. Это был период, когда Китай можно было назвать самым сильным и развитым государством на Земле.
Картина-свиток - длинный-длинный. Разматывай потихоньку и наслаждайся.
Воин и чиновник.
Появляется фарфор.
В страну проникает и укрепляет свои позиции буддизм.
Учёность в большом почёте - как, впрочем, и до, и после.
Но как бы ни была могущественна Тан, и её сотрясали катаклизмы, и ей в конце концов пришёл конец. Новый развал, и новое объединение в том же Х веке династией Сун. Эта династия стремилась жить мирно, предпочитая откупаться от воинственных соседей, а не воевать.
В конце концов племя чжурчженей завоевало северный Китай, и оставшийся сунским юг признал себя вассалом новой империи Цзинь. А потом из степей пожаловали монголы и смели и тех, и других. Недолгое, меньше века, владычество монгольской династии Юань - и Китай возрождается под властью династии Мин (XIV - XVII вв).
Головной убор императрицы.
Он же сбоку. Хорош, правда?
Колчаны, и трактат по военному или охотничьему делу.
Императорские указы на золотых табличках - дабы никто не усомнился.
Всё развивается, и ткачество тоже.
Тут у меня начала садится батарейка в фотоаппарате, и я продолжила снимать на телефон.
Красавцы куттары - кинжалы с поперечной рукоятью.
Завершает период императорского Китая династия Цин - не путать с Цинь! - но я к этому времени уже устала, и много снимать мне не хотелось.
Закончив с историей, я заглянула и на другие этажи, но всякие механизмы, а так же искусство Австралии и прилегающих к ней островов меня не заинтересовали. Так что я только немного пробежалась ещё по выставке современного фарфора.
Продолжение следует.
Пекин, день пятый, часть 1
В последний день перед отлётом я решила сходить в музей и прогуляться вокруг Запретного города. И отправилась я снова на площадь Тяньаньмэнь, опять на такси. Видимо, тариф у них зависит от зоны, потому что получасовой путь в зоопарк и полуторачасовой по пробкам путь в центр вышли по цене примерно одининаково - 63 и 67 юаней соответственно.
Дом рядом с эстакадой, с крышей в традиционном стиле.
читать дальше
Продолжение следует.
Дом рядом с эстакадой, с крышей в традиционном стиле.
читать дальше
Продолжение следует.