На второй день наша группа поехала с утра в город Изборск. Погода стояла пасмурная и туманная, но дождя не было, хотя пару раз казалось - вот-вот пойдёт. Интересовал нас не столько городок, сколько расположенные рядом с ним исторические достопримечательности. В первую очередь мы пошли на Труворово городище, место, где когда-то и был основан Изборск.
Вид на Изборско-Мальскую долину. На фото кажется, что там пологий склон, а то и вовсе равнина, а на самом деле там крутой обрыв.
Внизу под обрывом лежит Городищенское озеро. Вся эта территория заповедник, что не мешает, как рассказала экскурсовод, всяким дельтопланеристам сигать с обрыва и катать всех желающих, распугивая живность. Штрафы-то копеечные.
читать дальшеТак где же само Городище? А вот оно.
Когда-то археологи нашли здесь много всего интересного - и фундаменты зданий, и стены крепости, и целую кучу вещей, но это случилось в середине ХХ века, когда ещё не было обыкновения выставлять раскопанное на обозрение за стеклом для туристов. Так что после окончания раскопок... всё закопали обратно. Можете призвать на помощь воображение и представить, что когда-то здесь стояла крепость. Ну, вот ров ещё можно разглядеть.
И даже немножко стен там, где раньше были ворота.
На краю городища стоит церковь Николая Чудотворца XVII века, считавшегося покровителем Изборска. Когда изборяне в XIV веке покинули крепость, здесь был основан монастырь, упразднённый в XVIII веке, и эта церковь - всё, что от него осталось. Вделанные в стены кресты обращены на запад - туда, откуда в эти места приходили враги.
Рядом с церковью, как и положено, кладбище, а на нём стоит Труворов крест. По легенде, он находится на могиле Трувора, брата Рюрика, после призвания варягов на Русь, севшего княжить как раз в Изборске. Зачем ставить на могиле Трувора, который, как и его брат, был язычником (если вообще существовал) крест - об этом народное сознание не задумывалось. Археологи подтвердили: нет под крестом никакой могилы, да и сам крест несколько помоложе - XIV-XV веков примерно. Видимо, переселенцы оставили его здесь на память о прежнем доме.
Плиты рядом с крестом тоже не могильные. На них вырезаны геометрические фигуры, как уверила нас экскурсовод, предназначавшиеся на настольных ("наплитных" ) игр.
А мы двинулись дальше, вдоль озера...
И спустились к Словенским ключам, они же Ключи Двенадцати апостолов. Экскурсовод рассказала нам легенду, что когда-то вода здесь текла единым потоком, но однажды случилась в этих местах жестокая битва, и кровь так пропитала землю, что вода в источнике окрасилась в красный цвет. Тогда бог запер воду, и источник пересох, но одному местному жителю во сне явилась Богородица и подсказала освятить источник в честь Двенадцати апостолов. С тех пор поток разбился на двенадцать ключей, и вода в них стала чудодейственной, причём каждый ключ отвечает за что-то своё: один за силу, другой за красоту, третий за здоровье... Но никто не знает, какой за что именно - изборяне так ревностно хранили эту тайну, что сами её забыли.
Рядом мостки выводят прямо к Городищенскому озеру.
Живущие на озере утки и лебеди подплыли в надежде на угощение, но увы, ни у кого из нас ничего съедобного с собой не оказалось.
Покидаем городище и озеро и едем дальше - к Изборской крепости, куда изборяне переселились в XIV веке, когда прежний город стал для них тесен.
Поднимаемся по тропинке вдоль стен. Крепость стоит на Журавьей горе над обрывом, и потому взять её было очень и очень непросто.
Вид на окрестности.
Внутрь крепости мы попадаем через потайной ход. Здесь камни были сложены без раствора, и их легко было разобрать, чтобы, скажем, выпустить гонца. Или впустить.
Башня Луковка. Сначала она, как положено, выступала за стены, но в результате перестроек оказалась внутри. Тогда в ней прорубили бойницы с внутренней стороны и сделали её самым-самым последним рубежом обороны. Здесь же находились арсенал и пороховой погреб.
Поднимаемся на стену. Отсюда видна часть стены с пологой стороны горы, единственного места, где мог подойти враг. И потому та часть стены укреплена четырьмя башнями. Справа виднеется белая часовенка Корсунской Божией матери, поставленная на могиле изборян, погибших в 1657 году при обороне крепости во время русско-польской войны. Так же в этой часовне прятались дети во время обстрелов Второй Мировой. Говорят, что однажды снаряд попал внутрь и застрял прямо в иконе, по которой названа часовня, но не разорвался. Теперь эта икола с прикрывающей место попадания золотой заплаткой находится в Никольском соборе внутри крепости.
Отсюда опять видно Городищенское озеро.
Внутренний двор и Никольский собор XIV века. Внутри собора снимать запрещено, увы.
За собором - дом директора музея, ведь вся крепость это музей. "Мой дом - моя крепость" - шутят про него местные.
Тайный ход к источнику воды, ведь внутри стен её не было.
Выходим через главные ворота крепости...
И попадаем в ещё один Захаб. В конце его виднеется башня Темнушка - там находилась крепостная тюрьма.
Выходим в город и оказываемся на Печорской улице, где сохранились старинные купеческие дома. Внутри сейчас музеи.
Памятник погибшим в Великую Отечественную, установленный на природном валуне.
Путешествие продолжается. Наш автобусик привозит нас на обед в это жёлтое кафе, за которым уже видна эстонская граница. Так что на телефон приходит смс-ка: добро пожаловать в эстонскую сеть, вот только денежек у вас на счету маловато для роуминга...
Но мы едем не в Эстонию, мы едем в Псково-Печорский Свято-Успенский монастырь.
Вход в монастырь и Петровская надвратная башня. Псково-Печорский монастырь иногда называют лаврой, но это ошибка. Лавр на территории России сейчас всего две: Троице-Сергиева и Александро-Невская.
На площади перед монастырём стоят церковь Сорока Мучеников севастийских XIX века и деревянная церковь Святой Варвары. Варваринская церковь - один из немногих сохранившихся храмов народности сету, известного в летописях как чудь. Когда-то там шли богослужения на их языке, но сейчас оставшиеся сету отлично знают русский, и обычай отмер.
Памятник преподобному мученику Корнилию, игумену монастыря, убитому Иваном Грозным.
Внутрь монастыря мы зашли не сразу. Сперва нас повели на смотровую площадку полюбоваться панорамой монастыря. Ярко раскрашенные главки отсюда почему-то показались мне фарфоровыми.
Вот мы и внутри. Женщинам в коротких куртках, вроде меня, приходится надевать поверх специальные юбки - в монастыре с этим строго. Здесь когда-то находилась монастырская тюрьма.
Михайло-Архангельский собор, точная копия того собора, что был взорван в Пскове на Вечевой площади - помните?
Церковь Николы Ратного и Святые врата, через которые мы и идём.
Внутри врат. Иконы написаны Алипием Вороновым - архимандритом монастыря, художником, прошедшем Вторую Мировую войну и постригшемся после неё. Именно он противостоял попыткам закрыть монастырь в советское время, и вообще сделал для него немало хорошего.
Кровавый путь. Иван Грозный разгневался на игумена Корнилия за самовольно построенные монастырские укрепления и за уверенную манеру держаться, показавшуюся царю вызывающей. Не долго думая, он срубил Корнилию голову, но обезглавленное тело, прежде чем упасть, сделало шаг вперёд. Суеверный царь увидел в этом божий знак: он убил невиновного! Подхватив тело на руки, он понёс его в церковь, и кровь из перерубленной шеи заливала камни мостовой.
Коляска Анны Иоанновны. Однажды императрица приехала сюда на богомолье, переночевала в монастыре, а уезжать на следующий день ей пришлось в санях: за ночь похолодало и выпало столько снега, что на колёсах передвигаться стало затруднительно. С тех пор её коляска так и хранится здесь.
Монастырский двор. Слева направо - красная Благовещенская церковь, белая библиотека, и в этом же здании монастырская лавка, красная Ризница и жёлтый Успенский храм. Беседочка рядом с Ризницей - Святой колодец, качающий воду из скважины. Бутылку или стакан можно приобрести в лавке.
Есть и ещё один источник воды - артезианская скважина вот в такой часовенке, но она сейчас закрыта. Белый дом с колоннами - братский корпус, слева краешек красной трапезной.
Дом наместника монастыря, но проход к нему посторонним закрыт.
Ну а мы идём к Успенскому храму, на втором этаже которого находится храм Покрова Пресвятой Борогодицы. Храм пещерный (потому и Печоры!), так что стена у него одна, обращённая к нам.
Внутри весьма богато.
Часовая башня и звонница с колоколами XVI-XVIII веков. От самых больших колоколов идут канаты, за которые раскачивают не языки, а сам колокол. Качать приходится ногой. Внизу - вход в "Пещеры, богом данные", катакомбы, до сих пор используемые для захоронений.
Войти внутрь можно, но только у самого входа. Если хотите пройти дальше, надо заранее записаться на экскурсию, которая проходит раз в день. Когда проход был свободный, туда ходило столько туристов, что температура в пещерах стала подниматься, и это не лучшим образом сказывалось на захоронениях.
А наша экскурсия окончена. Можно ещё немножко побродить по монастырю, посмотреть на Парадную лестницу, тоже закрытую.
Снова подняться по Кровавому пути наверх, через церковь Николы Ратника.
И посмотреть на стены с другой стороны, прежде чем ехать обратно в Псков.
Продолжение следует.
Изборск и Псково-Печорский монастырь, день второй
На второй день наша группа поехала с утра в город Изборск. Погода стояла пасмурная и туманная, но дождя не было, хотя пару раз казалось - вот-вот пойдёт. Интересовал нас не столько городок, сколько расположенные рядом с ним исторические достопримечательности. В первую очередь мы пошли на Труворово городище, место, где когда-то и был основан Изборск.
Вид на Изборско-Мальскую долину. На фото кажется, что там пологий склон, а то и вовсе равнина, а на самом деле там крутой обрыв.
Внизу под обрывом лежит Городищенское озеро. Вся эта территория заповедник, что не мешает, как рассказала экскурсовод, всяким дельтопланеристам сигать с обрыва и катать всех желающих, распугивая живность. Штрафы-то копеечные.
читать дальше
Продолжение следует.
Вид на Изборско-Мальскую долину. На фото кажется, что там пологий склон, а то и вовсе равнина, а на самом деле там крутой обрыв.
Внизу под обрывом лежит Городищенское озеро. Вся эта территория заповедник, что не мешает, как рассказала экскурсовод, всяким дельтопланеристам сигать с обрыва и катать всех желающих, распугивая живность. Штрафы-то копеечные.
читать дальше
Продолжение следует.