Как ни странно судить детские сказки по взрослым меркам, но иногда, вспоминая их, невольно задумываешься о вещах, которые в детстве в голову не приходили. Это попался мне тут текст о происхождении сюжета "Спящей красавицы", заодно помянули и "Белоснежку", которая тоже засыпает мёртвым сном, а потом и пушкинскую "Сказку с мёртвой царевне и семи богатырях". Да, любила я "Царевну" в детстве и совершенно не удивлялась, как так получилось, что царская дочь отправилась на прогулку в лес в сопровождении одной лишь чернавки, хотя её, по логике вещей, не то что в лес, во двор могли выпустить гулять только со свитой. И почему никто о прогулке не знает, коль скоро никто, кроме царицы, не интересуется о чернавки, куда она, собственно, дела царевну. Ну, ладно, поход в лес, а почему спасшаяся царевна никому не пытается послать весточку о том, что жива и где находится? А между тем царский терем находится всего в дне (ну, самое большее, в двух днях) пешего пути, а под рукой у царевны семь здоровых конных мужиков, которые едва ли откажут ей в небольшой услуге. Хорошо, предположим, отцу она не хочет сообщать, потому что боится мачехи, но почему бы не попытаться связаться с королевичем Елисеем? Жених может её защитить или увезти подальше - кстати, в конце он таки везёт её домой, и нигде не сказано, что царевна протестовала, хотя не могла знать, что мачеха умрёт, едва её увидев. Едва ли Елисей отправился в странствия с первого же дня её исчезновения, сперва ведь наверняка ищущие какое-то время обшаривали окрестности (но дом богатырей обошли почему-то), так что возможность встретиться была. Но нет, царевна вспоминает о своей помолвке только раз, когда надо отмахнуться ею от сватовства братьев. Видать, не больно-то она и хотела замуж.
Богатыри, к слову, тоже не интересуются, а намерена ли вообще их милая сестрица воссоединиться со своим женихом. Так же, как не поинтересовались, что за беда привела в их дом явно не простую девушку, и нет ли у неё родных, которые о ней волнуются. Словом, всех всё устраивает, один бедный Елисей ищет, хлопочет...
От Пушкина - к Шекспиру. Недавно размышляла над тем, почему умница Гамлет, влёт раскусивший и переигравший университетских друзей, даже не задумывается о том, что Лаэрт может захотеть отомстить ему за своего отца, так же, как сам Гамлет мстит за своего. "В его несчастьях я вижу отражение своих, помирюсь с ним", говорит он, словно бы забыв, кто именно является причиной несчастий Лаэрта, и идёт мириться так, словно единственное, что между ними стоит, это сцена на кладбище. Полагал, что титул принца оградит его от посягательств? Но Лаэрт ведь не побоялся поднять руку на самого короля! Пусть Гамлет вместе с Горацием при сём не присутствовали, но ведь это наверняка была тема для пересудов номер один: как Лаэрт устроил бунт, вломился в замок, требуя мести, но был успокоен и прощён Клавдием и имел с ним долгую беседу наедине. И что же, трудно было догадаться, что враждебно настроенный к пасынку король не станет скрывать, кто был убийцей Полония? Или предполагалось, что Лаэрт махнёт рукой - "а, с первого раза отомстить не получилось, так не больно-то и хотелось"?
Единственное, что мне приходит в голову: Гамлетом окончательно овладели суицидальные настроения, насколько, что он забил даже на завещанную месть. Но брать грех на душу и самому накладывать на себя руки не хотелось, а вот типа как от чужой руки... Не умри Гертруда, может, Гамлет так безропотно и позволил бы себя заколоть.
Или, вот, "Король Лир". Меня, признаться, в этой пьесе всегда больше всего волновала сюжетная линия Эдгара и Эдмунда. Романтично - благородный брат пал жертвой клеветы брата подлого, но в конце концов сумел мечом отстоять своё доброе имя и титул. При этом, насколько я могу судить, Эдгара всегда представляли таким чистым и благородным ещё до начала всей этой истории. "Отец доверчив, благороден брат", говорит и сам Эдмунд, когда оба верят ему на слово. А так ли это?
Почему Глостер так легко поверил, что родной сын хочет отодвинуть, а потом и убить отца? Или он доверчив только к одному из своих сыновей, а к другому - нет? Тот же Отелло тоже доверчив, но Яго пришлось обрабатывать его довольно долго, прежде чем он добился результата. А Глостер, едва прочтя подброшенное письмо, тут же кричит, что сын негодяй и хочет взять его под стражу, так что самому же Эдмунду приходится его притормаживать: тихо-тихо, папа, нельзя же так рубить сплеча, всё ещё может и неправдой оказаться. Да и Эдгар как-то очень легко соглашается, что нужно пересидеть в братниной комнате, и с отцом не встречаться. Хотя, казалось бы, если тебе сообщили, что отец на тебя сердит, но ты не знаешь за собой никакой вины, и у вас с ним нормальные отношения, то первая естественная реакция, это пойти и спросить: папа, а что случилось? И вот думается мне - а что если Эдгар не так уж и хорош? Вдруг клевета упала на благодатную почву в следствии его же собственного поведения, да такого, что отец уже вполне психологически созрел, чтобы поверить - да, сын может захотеть его убить. Из-за денег, которых наследнику вечно не хватает, и потому между ними ссоры вспыхивали достаточно часто, чтобы стратегия переждать гнев родителя где-то в укромном месте стала для Эдгара привычной.
И если я права, то душевный рост, пережитый Эдгаром в процессе действия, становится ещё значительней.