Когда я весной ездила на выставку, посвящённую гробнице Цинь Шихуанди, я обратила внимание на рекламу ещё одной выставки, посвящённой на этот раз знаменитому египетскому фараону. И вот наконец я до неё добралась. Выставка проходит до примерно середины августа, так что желающие ещё могут на неё попасть. Находится она в малозаметном павильоне между "Космосом" и Музеем оптических иллюзий. Кстати, экскурсия входит в стоимость билета, так что смело присоединяйтесь к любой, они там идут каждый час или даже чаще.
Наглядный показ, как разбирали гробницу. Все предметы на выставке - копии, оригиналы раскиданы по разным музеям, в основном находятся в каирском. Иные из этих оригиналов были повреждены или утрачены во время событий 2011 года.
читать дальше
В начале экскурсии покажут небольшой фильм о том, кто, собственно, такой Тутанхамон, и как искали и нашли его гробницу.
На выставке три зала, первый посвящён открывателям гробницы Горварду Картеру и лорду Карнарвону.
Личные вещи исследователей, в том числе рисунки, который делал Картер, тщательно зарисовывая каждую находку.
Макет гробницы. Все захоронения Долины Царей были разграблены, и гробница Тутанхамона не избежала этой участи. Исследования показали, что охотники за сокровищами проникали в неё дважды ещё в древние времена. К счастью, вынести всё они не смогли, а потом недолго правивший фараон, на котором к тому же кончилась династия, оказался забыт вместе со своей гробницей - и это спасло её от дальнейшего разорения.
Предполагаемая родословная Тутанхамона. Предполагаемая - потому что у историков нет даже стопроцентной уверенности, был ли фараон Эхнатон его отцом. Зато была найдена гробница женщины, точно являющейся его матерью, что показал генетический анализ, но была ли она второй женой Эхнатона Кией, или какой-то безымянной наложницей (заодно приходившейся его отцу сводной сестрой)? Ясно лишь, что это не Нефертити, у той были только дочери. Одна из них стала женой Тутанхамона, и её дальнейшая судьба после его смерти неизвестна.
Тем не менее портреты Эхнатона и Нефертити на выставке представлены. Нет, их не находили в гробнице Тутанхамона, просто добавили для полноты картины. Вот он, Эхнатон, великий реформатор, попытавшийся свести культ многобожия к почитанию одного божества Атона, солнечного диска, и лишить жрецов их чрезмерного влияния. Копия статуи из храма Атона в Фивах. И опять - сплошные загадки. Действительно ли фараон выглядел так, или его изображения по каким-то соображениям были утрированы и искажены?
Ну и знаменитый бюст Нефертити. Было довольно трудно его снять так, чтобы свет не очень мешал.
А вот и попытка реконструкции внешнего облика самого Тутанхамона, одна из многих. Дитя инцеста во многих поколениях, юный фараон был носителем целого букета физических дефектов и болезней, которые, возможно, и свели его в могилу. А возможно он умер в результате несчастного случая или даже покушения. Исследования изрядно затрудняет состояние мумии - хоронили Тутанхамона второпях, мумификация шла с нарушением технологии, и потому от тела мало что осталось, а то, что осталось, находится в довольно-таки неприглядном виде. Нет даже единого мнения в вопросе: повреждённые кости - результат прижизненных травм, или грубых действий бальзамировщиков?
Богиня Менкарет, возносящая царя к новой жизни. О самой богине практически ничего не известно. Занятно, что одета она в мужскую одежду.
Бог Птах, покровитель ремесленников. Очень почитался в городе Мемфисе, куда Тутанхамон перенёс столицу из построенного Эхнатоном города Ахетатона.
Богиня Сохмет, супруга бога Птаха. Одна из солнечных богинь, она олицетворяла яростное солнце пустыни, а вместе с ним войну и разрушение. Но так же Сохмет была защитницей и целительницей, и именно в таком качестве она помещена в гробницу - для её защиты.
Содержимое этого ларца было унесено грабителями, но он хорош и сам по себе. Традиционные изображения царя-победителя на охоте и войне символизировали, помимо мощи государства, победу сил порядка над силами хаоса. Так что не имело значения, что данный конкретный царь физически не мог так лихо рассекать на колеснице и стрелять из тугого лука.
Трость в Древнем Египте - знак высокого статуса, а кроме того, вероятно, Тутанхамон действительно не мог без неё обходиться, ибо был хромым. Устроители гробницы не поскупились и положили внутрь больше сотни тростей! Их навершия выполнены в виде фигурок пленников из разных народов со связанными руками. А синие рогульки под ними - это подголовники. Если спать без них в египетском климате, кто-нибудь шустрый может забраться в ухо.
Детский трон Тутанхамона, ведь тот стал фараоном в возрасте девяти лет. На спинке изображён сокол Гор, под лапами которого символы жизни и бесконечности.
А вот и взрослый трон, а на нём - знаменитое изображение фараона и его супруги (и оно же, увеличенное, позади на стене).
Царский табурет и царские сандалии. На подошвах обычных сандалий тоже изображены пленники - царь не только сжимает врагов в руках, но и попирает ногами. Золотые сандалии были надеты на мумию, а рядом с ними - золотые напальчники. Их надевали на пальцы рук и ног погребённого, ведь именно пальцы начинают тлеть в первую очередь.
Не то ларец, не то просто украшение - оно никак не было подписано. Но очень красиво.
Светильник и сосуды для ароматических масел из алебастра. Увы, когда их открыли, масла вступили в реакцию с воздухом и улетучились, так что рецепт утрачен безвозвратно. Успели только описать запах. Правый сосуд украшен изображениями лотоса и папируса - символами Верхнего и Нижнего Египта.
Игральная доска для Сенет - популярной в Древнем Египте игры, правила которой нам неизвестны. Известно только, что она имела ритуальный смысл, вероятно, имитируя прохождение души через испытания загробного мира.
Царские украшения - некоторые погребальные, некоторые сохранили следы прижизненной носки. В центре - венец, а слева два сосуда для благовоний или косметики.
Хоть я и написала, что этот конкретный фараон не мог лихо рассекать на колеснице, но всё же колесницы у него были (в гробнице их было найдено целых шесть), и в охотах он участвовал. Историки подсчитали, что Тутанхамон умер в разгар охотничьего сезона, так что одна из самых популярных версий его гибели - несчастный случай на охоте.
Колесницы подписаны - вон там внутри в медальонах имена фараона, целых четыре. Одного имени царю явно недостаточно, и Тутанхамон - лишь самое известное из них.
А вот и оружие фараона. Композитные, то есть, изготовленные из нескольких частей луки, футляр для них, бронзовые мечи, охотничьи бумеранги, кинжалы.
Левый кинжал был изготовлен из метеоритного железа - страшная редкость и драгоценность. Экскурсовод рассказала, что он был куплен у хеттов, но доехать в Египет при жизни царя не успел.
Много фигурок разнообразных божеств и самого фараона. Вот это - уникальное изображение божества Тауи ("Две земли", видимо, объединённый Египет), о котором из других источников ничего неизвестно.
Ушебти фараона. В загробном мире никого не держат просто так, всё надо отрабатывать, но есть способ избежать тяжёлой работы - послать вместо себя двойника-ушебти. Причём даже ушебти различаются по рангам. У Тутанхамона их насчитали 413: 365 рабочих по числу дней в году, 36 надсмотрщиков над ними по числу десятидневных недель, и 12 надзирателей, по одному на каждый месяц.
Перед входом в третий зал стоят Ка фараона, в гробнице охранявшие погребальную камеру. Ка, согласно верованиям египтян, это часть души покойного, которая остаётся жить в скульптурном изображении. Статуи на первый взгляд идентичны, но, если приглядеться, видно, что у левой статуи головной платок округлый. Этот Ка мог выходить из гробницы на землю и присматривать за жизнью государства и после смерти царя, в то время как правый Ка общался исключительно с богами.
Один из саркофагов, вложенных друг в друга, как матрёшки. Бедный Тутанхамон! Мало того, что забальзамировали кое-как, и похоронили в небольшой гробнице, не соответствующей царскому достоинству, так ещё и сама гробница и часть утвари в ней, включая саркофаги, явно были предназначены для кого-то другого, судя по ряду признаков - и вовсе для женщины. Об этом свидетельствуют перебитые надписи, и даже в мочках ушей знаменитой маски имеются дырки, изображающие проколы на женский лад - перед похоронами их запаяли, но современные реставраторы восстановили. Есть даже теория, что изначально в гробнице вообще планировали похоронить Нефертити.
Тем не менее, саркофаги роскошны. Предыдущий был из золочёного дерева, а этот и вовсе из литого золота.
А вот и маска. Кстати, ритуальная фараонская бородка от неё дважды отваливалась, приходилось крепить заново.
На стенах - копии росписей погребальной камеры, единственной расписанной комнаты гробницы. Слева - обряд "отвержения уст", позволяющий душе на том свете снова пользоваться ртом по назначению: есть, говорить, дышать. На стене за маской - двенадцать бабуинов, которые зададут душе по одному вопросу. Если на все ответить правильно, попадёшь на следующий этап: суд Осириса. Там твоё сердце взвесят, и если ты бы грешником, то оно окажется тяжёлым, а если праведником - то лёгким. Поэтому сердце всегда оставляли внутри мумии, дабы было что предъявить на суде. Остальные органы извлекали, бальзамировали и клали в сосуды-канопусы. Их я тоже сняла, но увы, фотографии получились смазанными, а я тогда не обратила внимания.
Канопусы же поместили в золотой ковчег-наос. На боках изображены сцены из семейной жизни фараона и его супруги, а перед ними стоят охраняющие наос богини. Их головы повёрнуты так, чтобы видеть вход в сокровищницу, куда он был помещён. Не зря Картер описывал, что когда он вошёл в последнюю комнату, ему сразу же показалось, что на него кто-то смотрит.
Церемониальные ложа. Правое украшено головами богини Мехетурет, которая в виде коровы когда-то вынырнула из океана изначального хаоса, неся на рогах солнце и дав начало первому дню, а вместе с ним новому миру. Она может обеспечить защиту фараону, а так же своё божественное молоко вечной жизни. Правое же ложе украшено изображением богини Аммат (или Аммут), имевшей голову гиппопотама. Если на суде Осириса сердце человека оказывалось слишком тяжёлым из-за грехов, Аммат пожирала его душу. В данном же конкретном случае Аммат, видимо, должна была пожрать врагов фараона.
Однако, даже если ты благополучно прошёл суд Осириса, и никто тебя не сожрал, это ещё не конец. Ты просто получаешь допуск на обстоятельное интервью с богом Анубисом, по результатам которого он и выносит окончательное решение, и оспорить его не могут даже другие боги. Вот он, Анубис в обличье шакала, лежит на ларце с погребальными принадлежностями. Чёрный на тёмном плохо видно, но разглядеть можно. Вот такая выставка. Любители истории и просто прекрасного получат, я думаю, большое удовольствие.