Побывала на выставке в Историческом музее. Честно говоря, я думала, что драгоценностей будет больше. Но устроители решили, так сказать, вписать экспонаты в контекст, так что кроме украшений выставили платья, веера и портреты.
Прошу прощения за заваленный горизонт, моя постоянная беда. Выставка расположена в трёх залах, начинаем с первого.
Платья и веера принадлежали двум последним императрицам, а так же княгиням Юсуповым. Про украшения принадлежность не написана.
читать дальше
Слева булавка в виде орденской колодки с миниатюрными орденами и медалями. Позволяла мужчинам не надевать разом весь иконостас, и при этом обозначить, чем был награждён. Булавка выдвижная, так что можно было добавлять новые экземпляры. Справа аметистовые браслет и брошь.
Черепаховый веер.
Платье Марии Фёдоровны.
Ещё два веера. Их на выставке много.
Тоже платье Марии Фёдоровны, на этот раз бальное.
А вот это вечернее платье уже Александры Фёдоровны. Помимо прочих украшений, на ткань нашиты желатиновые блестки, так что красоваться в нём под ярким солнцем не рекомендуется.
Бериллово-гранатово-бирюзовая парюра: пряжка, брошка, серьги, ожерелье.
Ещё брошки и серьги. Бабочку я попыталась снять поближе, но она засвечивалась, и хорошего снимка так и не вышло.
Подвеска, браслет, брошка, пряжка.
Два носовых платка Марии Фёдоровны.
Ещё одно платье и туфельки предпоследней императрицы, а так же брошь с браслетом.
Брошь и браслет поближе.
Бальное платье Зинаиды Юсуповой.
А комплект ему на выставке составляют вот этот веер...
...а так же парные браслеты и колье из... чугуна. Необычный материал, правда? Зато какая тонкая работа! Такие украшения можно было надеть, например, в трауре. Но не только в нём. В моду они вошли в начале XIX века, когда прусская принцесса Марианна обратилась к женщинам Пруссии с призывом сдать свои драгоценности на борьбу против наполеоновской армии. Отдавшие золото за свободу своей страны женщины вместо этого надевали украшения из железа или чугуна, которые выпускал берлинский Королевский чугунолитейный завод. Так чугунные украшения стали символом патриотизма.
Переходим во второй зал.
Ещё одно платье Марии Фёдоровны.
И ещё одно - цвета цикламен, из муара, шёлковой ткани с разводами. Для этого ткань пропускали между нагретыми цилиндрами, чтобы нити слегка сместились и получились вот такие переливы.
На веере справа, на верхней пластине, можно разглядеть монограмму - правда, подробности на снимке не различить.
Чёрное бальное платье для знаменитого "чёрного бала", произошедшего в 1889 году. Как раз тогда погиб австрийский крон-принц Рудольф - та самая трагедия в Майерлинге. По этикету, все правящие дома Европы были обязаны присоединиться к трауру австрийского двора и отменить увеселения. Но Мария Фёдоровна припомнила австрицам, как они не стали соблюдать траур по её первому жениху и старшему брату её нынешнего мужа Николаю Александровичу, продолжив праздники и гуляния. А потому запланированный ею бал состоялся, но всем приглашённым было предписано одеться в чёрное.
Ну и веер соответствующий.
А этот уже совсем не траурный.
А это платье уже её невестки Александры Фёдоровны. Платье было сшито с двумя лифами, так что его можно было носить и как бальное, и как просто вечернее. Сначала предполагалось, что на выставку приедет бальный вариант, но потом в результате каких-то пертурбаций приехал вечерний. Так что на указателе написано "платье бальное", но не верьте - у бальных рукава короче.
Веер из страусовых перьев. Особенно популярны такие веера стали, когда страусов начали разводить на фермах, так что для добычи перьев уже не было нужды их убивать.
Серебряный портсигар с эмалевыми накладками, изображающими милые сердцу мужчины вещи.
Диадемы - увы, видны плоховато. Детальки крепились на крошечных пружинках, так что при движении листики и цветки подрагивали.
Брошки, пряжки...
Подвеска в виде клубка змей. Части украшения подвижно крепились на штырьках, чтобы создать иллюзию движения змей. Хотели бы себе такое украшение?
Веера и браслет. В эпоху сентиментализма в моду вошли украшения с портретами.
Бальное платье, принадлежавшее актрисе начала XX века по фамилии Карахан. Актриса далеко не первого ряда, так что когда её наследники передали её наряды в дар Эрмитажу, там только диву дались - откуда у неё платья, что императрице впору? А оказалось, что дама вышла замуж за советского посла в Китае. И, чтобы не ударить в грязь лицом, её снабдили гардеробом из одежды, конфискованной в императорских дворцах. Так что госпожа Карахан действительно носила платья императрицы.
Веер из тюля и рога - начало ХХ века, уже не такой роскошный, как раньше.
Портреты на выставке я фотографировать не стала, но вот для этих сделала исключение. Портрет генерала Теляковского, автора классического учебника по фортификации, и его жены.
Портрет интересен тем, что показывает, как в прошлом носили украшения. Посмотрите, сколько тут браслетов на обеих руках, причём, казалось бы, совершенно не гармонирующих между собой и с другими украшениями. Понятия о хорошем вкусе со временем здорово меняются.
А вот и собрание браслетов.
Две передних поближе. У левого центральный элемент с сапфиром можно было снять и носить отдельно, как брошку.
Вот этот браслет сплетён из шнурков, которые сделаны из человеческих волос. Украшения из волос близких людей были в большой моде.
Браслеты в виде змей тоже пользовались популярностью.
На среднем браслете собачка - символ верности - держит раскрывающийся медальон в виде сердечка. Внутрь можно было что-нибудь положить, например, ту же прядку волос.
Браслет и ожерелье. Уже ХХ век, выглядят попроще.
Портбукеты - держатели для маленький букетиков цветов. Можно было булавкой приколоть к платью, а можно было просто держать, для страховки от потери надев за кольцо на цепочке на палец.
Собрание украшений.
Ещё два платья из собрания Карахан, стоят в сквозной витрине, так что можно посмотреть с обеих сторон.
Экскурсовод рассказала, что поскольку условия хранения не соблюдались, когда наследники предложили эти платья музею, на них было без слёз и не взглянуть. Не специалист и не понял бы, что эти тряпки представляют какую-то ценность. То-то было работы реставраторам.
Веер поближе.
Последний, самый маленький зал, занимают вещицы из личных покоев императорской семьи. Памятные кольца, в которые тоже можно было вплести чьи-то волосы.
Цепь, изготовленная, кажется, к трёхсотлетию дома Романовых. На каждом медальоне - портрет одного из царей и императоров династии.
Медальоны, табакерки... И моё отражение.
Ларец, поднесённый императору Александру II Корпорацией лондонского Сити в память о его визите в Лондон.
Ещё табакерки.
Если мне память не изменяет, эта табакерка была подарена Екатериной II одному из её фаворитов. Центральный медальончик с профилем на крышке поднимается, открывая маленький тайничок.
И снова - человеческие волосы, на этот раз Романовых. В том числе волосы Петра I, и нет, они, вопреки сложившемуся стереотипу, не самые тёмные.
Выставка ещё работает и будет работать до мая. Кто в Москве, может посетить.
Драгоценности. Блеск русского двора
Побывала на выставке в Историческом музее. Честно говоря, я думала, что драгоценностей будет больше. Но устроители решили, так сказать, вписать экспонаты в контекст, так что кроме украшений выставили платья, веера и портреты.
Прошу прощения за заваленный горизонт, моя постоянная беда. Выставка расположена в трёх залах, начинаем с первого.
Платья и веера принадлежали двум последним императрицам, а так же княгиням Юсуповым. Про украшения принадлежность не написана.
читать дальше
Выставка ещё работает и будет работать до мая. Кто в Москве, может посетить.
Прошу прощения за заваленный горизонт, моя постоянная беда. Выставка расположена в трёх залах, начинаем с первого.
Платья и веера принадлежали двум последним императрицам, а так же княгиням Юсуповым. Про украшения принадлежность не написана.
читать дальше
Выставка ещё работает и будет работать до мая. Кто в Москве, может посетить.