04:44

Макбет

А что, если я лучше моей репутации?


Всем известная трагедия Шекспира. Макбет был верным полководцем короля Дункана, пока три ведьмы не предсказали ему корону. Самому Макбету, может, и не хватило бы решимости воплотить предсказание в жизнь, но за ним стояла властная и честолюбивая жена, подтолкнувшая его. Однако трон, добытый ценой убийства и измены, не приносит им обоим ничего, кроме безумия и ненависти.



Мрачно и психоделично. Но сильно, ничего не скажешь. И хотя нельзя сказать, что я целиком погрузилась в фильм, но всё же все два часа прошли достаточно незаметно. Красивые, но мрачные и холодные виды горной Шотландии не то поздней осени, не то ранней весны, со снегом, жухлой травой и безлистыми лесами - невольно начинаешь сочувствовать исполняющему заглавную роль актёру, вынужденному лезть голышом в воду и разгуливать по холоду, от которого пар идёт изо рта, без штанов (нет, килтов герои не носят, но получать от ведьм второе предсказание Макбет почему-то отправляется в одной рубашке). Туман, огонь, необычные цвета неба, смены света и планов - оператор постарался на совесть. Вообще, как ни мало я разбираюсь в таких делах, фильм показался мне больше режиссёрским, чем актёрским, больше атмосферным, чем картиной действия. На эту атмосферу тут работает всё: и виды, и монтаж, и заунывная музыка, создавая впечатление чего-то тягучего и тяжёлого, порой сумбурного, как дурной сон. Но скучно мне не было ни разу.
С психоделичностью иногда даже слегка перебарщивали. Кадры из сцены убийства Дункана Макбетом монтажно перемежаются с кадрами бьющегося на привязи коня, а так же с кадрами того же Макбета, который уже совершил убийство и с видом уставшего от трудной работы присаживается на постель убитого. И так - несколько раз, в некоторых эпизодах даже трудно понять, что происходит сначала, а что потом. К счастью, всё же не настолько, чтобы нарушить логику повествования. Но порой и она слегка страдает. Вот Мальком входит в шатёр отца, видит труп на постели и Макбета, который сидит рядом с руками в крови (кровь он смоет позже, и кинжалы спящим стражам леди Макбет подбросит тоже позже). И, вместо того, чтобы орать "Измена!" и указать на очевидного виновника, Мальком со слезами сбегает в ночь. Или в сцене финального поединка Макбета с Макдуфом, когда Макбет уже буквально приставил к горлу противника нож - нажми, и всё! - но тут слышит, что Макдуф не был рождён, как все люди... И почти победитель вдруг сдувается, и фактически совершает самоубийство; хоть и вытаскивает оружие и проговаривает, что будет биться, пока в силах, но никак не препятствует Макдуфу себя истыкать. Ну ладно, можно счесть, что у него действительно была так велика вера в предсказания, а жизнь уже опротивела. При этом враги сидят в прямом смысле слова в обнимку, Макбет держится за Макдуфа, и после смерти не падает, а остаётся в сидячем положении на земле, пока мимо едет армия победителей. И его почти жаль.
Кстати, обе битвы, сняты в довольно условном стиле, весьма распространённом сейчас, насколько я могу судить - не столько сама битва, сколько впечатления от неё. Несколько раз кадры прокручиваются в замедленном темпе, в дыме или тумане мелькают неясные фигуры, потом камера следит за Макбетом, или за другими сражающимися, выхватывая отдельные эпизоды. Особенно минималистично снят последний бой: можно подумать, что кроме самого Макбета, да время от времени наскакивающих на него врагов там вообще никого нет. А Бирнамский лес на Дунсинанский холм пошёл довольно оригинально: его подожгли, и ветер несёт на замок дым и пепел, а Макбет ловит пепельные хлопья на ладонь, как снежинки. Так что последние сцены боя происходят ночью, в красном огненном свете - неправдоподобно, но красиво.



И всё же, хотя половину работы делает атмосфера, не упомянуть игру актёров нельзя. Фильм тащит на себе дуэт Фассбендера и Котийяр, всё остальные тут на подтанцовках. Ну, собственно, и в пьесе Барда основное внимание сосредоточено на них, а тут им ещё подыгрывает то, что текст сильно урезан, так что из сильных сцен другим персонажам осталась лишь, пожалуй, сцена, где Макдуфу сообщают о гибели его семьи. А вот у Элизабет Дебики (незабываемой Виктории из "АНКЛов"), к примеру, тут полторы сцены с несколькими выкриками в качестве реплик, и всё. Немного Банко, немного Дункана (здравствуй, Римус Люпин из ГП! А я-то пыталась вспомнить, кого ты мне напоминаешь), немного Макдуфа. Остальные и вовсе мелькают практически незаметно.
Зато это первый раз, когда сумасшествие леди Макбет не показалось мне немотивированным. Видимо, она наивно полагала, что всё ограничится убийством короля, и этот груз она была готова нести - ну, а потом они будут жить-поживать, да добра наживать. Однако колесо покатилось дальше, и прогрессирующее безумие мужа начало пугать даже её. А очевидно бессмысленное, и неоправданно жестокое уничтожение жены и детей Макдуфа (их не просто убивают, их сжигают! К счастью, показано без подробностей) оказывается последней каплей. Что бы там она не говорила о том, что готова убить хоть собственное дитя ради достижения цели (сидевший рядом со мной парень громко прокомментировал: "Чего ты несёшь!"), но материнский инстинкт никуда не спрячешь, тем более, что фильм начинается со сцены похорон их с Макбетом маленького сына. Леди Макбет плачет, глядя на казнь, и после, когда она уже ходит в безумном бреду, ей мерещится маленький мальчик.
Майкл Фассбендер играет скупо, иногда, как мне кажется, даже слишком особенно вначале (хотя, быть может, эмоции актёра ещё и дубляж убивает). Но всё же ему удаётся передать всю палитру состояний его героя, от сомнений и метаний в начале, до настоящего "сдвига по фазе" в конце. Когда он сидит в королевском замке, и ему приносят весть о вторжении вражеских войск, вот как-то сразу видно, что перед нами человек конченный. Он одновременно и самоуверен, и раздавлен. И вроде ничего не делает, просто улыбается, а от этой улыбки в дрожь бросает.
Костюмы и декорации выдержаны в модном сейчас стиле тусклого минимализма - нет ярких цветов, всё грубо и сурово, грязь, полумрак, щели в дощатых стенах. Впрочем, в данном случае, это работает на атмосферу фильма. Деталями быта постановщики не заморачиваются, Макбет, такое впечатление, живёт в походном лагере, и туда же приглашает Дункана. Королевский замок на горе, правда, впечатляющ, но тоже показан весьма скупо - зал для коронации, зал, где происходит пир, на котором Макбет видит призрак Банко, их с женой опочивальня, да и всё. Других жилищ не показано вовсе.
Фильм, как я уже писала, полностью дублирован, так что имеет смысл посмотреть его ещё раз, хотя бы ради того, чтобы послушать оригинальные голоса. Хотя в кинотеатр я для этого не пойду, дождусь, пока появится в сети.



Прокат фильма ограничен, так что мне пришлось ехать в "Октябрь" на Новом Арбате. Зато зал был полон - я до сих пор и не видела такого полного зала, там, по-моему, не оставалось ни одного свободного места. Я даже порадовалась длинному рекламному блоку - люди всё шли, шли и шли, и если бы они отвлекали от уже начавшегося фильма, было бы обидно. Сама я купила билет минут за десять до начала, причём не в кассе, а в автомате - в первый раз такой вижу. Пришлось даже попросить помощи у людей, покупавших билет в соседнем автомате, потому что сама я не сразу разобралась, на что там нажимать, и когда вставлять карточку. Но удобно, ничего не скажешь. Раньше я видела только сканеры, которым можно продемонстрировать штрих-код электронного билета с мобильного устройства. Интересно, когда на входах в зрительные залы поставят турникеты и окончательно избавятся от билетёрш?
Зато теперь я гордо могу сказать, что смотрела фильм с Каннского фестиваля.)

@темы: Культурное мероприятие, Кино

Комментарии
03.12.2015 в 09:35

castles and dreams
В целом, по-твоему, стоит посмотреть? Я вроде как хочу, а с другой стороны что-то подсказывает, что фильм чересчур тяжелый. Может, декорации такие. Всмысле, понятно, что Макбет - это трагедия, но насколько трагичная трагедия?)))
03.12.2015 в 22:06

А что, если я лучше моей репутации?
Э, вот честно - не знаю. Судя по тому, что я читала в интернетах, реакции чаще всего полярные - либо очень нравится, либо совсем не. И фильм действительно не лёгкий, но всё-таки добро зло побеждает, хотя основное внимание уделено именно злу, так что особой радости в финале не испытываешь. Мне кажется, что хотя б разок посмотреть стоит, но категорично утверждать не возьмусь.
05.12.2015 в 08:34

castles and dreams
Понятно) надо будет посмотреть при случае, когда появится в инете. А то у нас тоже только пара сеансов в день, и те днем.