А что, если я лучше моей репутации?
Начала читать книгу Елены Браун "Ричард III и его время. Роковой король эпохи Войн Роз". И уже в первой главе, разбирая шексперовские пьесы, в которых фигурирует этот персонаж, автор приходит к интересным выводам.
Как известно, Шекспир пусть и не создал миф о Ричарде как о кровавом горбуне-детоубийце, но именно он придал этому мифу законченную форму, одновременно популяризировав его по самое не могу. По словам самой Браун, даже редактор научного журнала в споре о Ричарде взывает к великому драматургу, как к последнему авторитету: "Вы что, даже Шекспира не читали?" Однако современные актёры и постановщики, привыкшие искать в действиях любого персонажа психологическую подоплёку, как правило трактуют Ричарда как по своему трагического персонажа: озлобленного своим уродством и как следствие - одиночеством. Однако Шекспир, если глянуть на его пьесы через призму средневековой демонологии (в которую люди тогдашнего времени в большинстве своём свято верили) написал несколько иное. Он изобразил злосчастного короля настоящим демоном - если не самим Дьяволом, явившимся на Землю на погибель Англии, то уж точно его посланцем.
Начиная с самого рождения: по свидетельству других персонажей, Ричард родился недоношенным, вперёд ногами, но при этом с волосами и зубами. По мнению людей того времени всё это было верным признаком подменыша - существа, которого фейри или нечистая сила оставляли на месте украденного ими настоящего младенца. Остальные свойства подменыша тоже налицо: мальчик рос злобным и беспокойным, приносившим одни огорчения своей матери ("Припомни-ка хотя единый час, когда бы от тебя я знала радость!" - восклицает герцогиня Йоркская), прожорливым, но при этом хилым и болезненным - считалось, что этим созданиями человеческая еда впрок не идёт. Рождение Ричарда сопровождается самыми зловещими предзнаменованиями: тут и грохот бури, и завывания собак, и уханье филина, и появление чёрного ворона. Ричарду чужды все человеческие чувства, кроме безграничного властолюбия, злобы, жестокости и мстительности. С первого же появления на страницах "Генриха VI" его осыпают бранью и оскорблениями, даже когда он ещё вроде бы не сделал ничего плохого - авансом, так сказать. Видимо, предполагается, что он вызывает у людей инстинктивное отвращение.
Ричард, как настоящий Дух Раздора является двигателем всех конфликтов и громких расправ Ройны Роз. Именно он подстрекает своего уже сложившего оружие отца продолжить борьбу за трон, и он же громче всех требует отмщения после гибели герцога. Убив (правда, совместно с братьями) Эдуарда принца Уэльского и едва не прикончив его мать, Ричард отправляется в Тауэр и собственноручно убивает святого в трактовке Шекспира короля Генриха. А потом... прямо над его гробом за каких-то полчаса соблазняет вдову принца Эдуарда леди Анну и добивается у неё согласия на брак. А что вы хотите, Дьявол - соблазнитель, оцените работу профессионала. Расчищая себе дорогу к трону, Ричард избавляется от собственного брата, потом - от всех несогласных лордов, при этом все окружающие, включая его жертв, как-то вдруг забыв о всеобщем к нему отвращении, оказываются настолько ослеплены его мнимым дружелюбием, что до последнего не верят в злобность и двуличие герцога Глостера. И наконец - кульминация: взобравшись-таки на трон, Ричард отдаёт приказ убить своих малолетних племянников. Даже его ближайший соратник герцог Бэкингем в ужасе бежит и поднимает восстание. А Ричард, и на том не успокоившись, избавляется от жены и планирует вступить в кровосмесительный брак с собственной племянницей. Дальше идти просто некуда, осталось только начать публично пить кровь христианских младенцев.
Страна рыдает под гнётом тирана и мечтает об избавителе, и таковой не заставляет себя долго ждать. Генрих Тюдор по Шекспиру оказывается настоящим архетипическим героем: юный благородный рыцарь, победивший ужасного дракона, женившийся на спасённой деве и основавший в спасённом королевстве новую династию. Зрители, вдоволь поужасавшись злодеяниям его предшественника, вытирают слезу умиления и расходятся по домам.
Вот и получается, что, сочиняя своего "Ричарда III", Шекспир писал не столько историческую хронику, сколько триллер шестнадцатого века, этакого "Омена" - об инфернальном зле в человеческом обличье, явившемся к нам откуда-то из иных сфер и совершающим злодейства ради злодейств просто потому, что такова его природа. Даже то, что Ричард - горбатый, хромой, сухорукий, низкорослый и кривобокий - настоящий инвалид, словом, оказывается выдающимся воином, то есть силён, быстр и ловок, при таком взгляде не вызывает удивления. Принявших человеческое обличье чертей, по поверьям того времени, всегда можно было узнать по какому-нибудь уродству. Нечеловеческое уродство Ричарда - дьявольская печать, внешнее отражение его демонической сущности, и эта самая сущность наделяет своего носителя нечеловеческой же силой. В своём последнем бою Ричард бьётся как сам Дьявол - и тем славнее победа сил Добра.
Выполнял ли Шекспир социальный заказ, или его просто привлекла возможность описать Идеального Злодея, так эффектно смотревшегося на сцене - в любом случае, дело было сделано. Миф окреп и утвердился в людских головах на многие столетия вперёд.
Как известно, Шекспир пусть и не создал миф о Ричарде как о кровавом горбуне-детоубийце, но именно он придал этому мифу законченную форму, одновременно популяризировав его по самое не могу. По словам самой Браун, даже редактор научного журнала в споре о Ричарде взывает к великому драматургу, как к последнему авторитету: "Вы что, даже Шекспира не читали?" Однако современные актёры и постановщики, привыкшие искать в действиях любого персонажа психологическую подоплёку, как правило трактуют Ричарда как по своему трагического персонажа: озлобленного своим уродством и как следствие - одиночеством. Однако Шекспир, если глянуть на его пьесы через призму средневековой демонологии (в которую люди тогдашнего времени в большинстве своём свято верили) написал несколько иное. Он изобразил злосчастного короля настоящим демоном - если не самим Дьяволом, явившимся на Землю на погибель Англии, то уж точно его посланцем.
Начиная с самого рождения: по свидетельству других персонажей, Ричард родился недоношенным, вперёд ногами, но при этом с волосами и зубами. По мнению людей того времени всё это было верным признаком подменыша - существа, которого фейри или нечистая сила оставляли на месте украденного ими настоящего младенца. Остальные свойства подменыша тоже налицо: мальчик рос злобным и беспокойным, приносившим одни огорчения своей матери ("Припомни-ка хотя единый час, когда бы от тебя я знала радость!" - восклицает герцогиня Йоркская), прожорливым, но при этом хилым и болезненным - считалось, что этим созданиями человеческая еда впрок не идёт. Рождение Ричарда сопровождается самыми зловещими предзнаменованиями: тут и грохот бури, и завывания собак, и уханье филина, и появление чёрного ворона. Ричарду чужды все человеческие чувства, кроме безграничного властолюбия, злобы, жестокости и мстительности. С первого же появления на страницах "Генриха VI" его осыпают бранью и оскорблениями, даже когда он ещё вроде бы не сделал ничего плохого - авансом, так сказать. Видимо, предполагается, что он вызывает у людей инстинктивное отвращение.
Ричард, как настоящий Дух Раздора является двигателем всех конфликтов и громких расправ Ройны Роз. Именно он подстрекает своего уже сложившего оружие отца продолжить борьбу за трон, и он же громче всех требует отмщения после гибели герцога. Убив (правда, совместно с братьями) Эдуарда принца Уэльского и едва не прикончив его мать, Ричард отправляется в Тауэр и собственноручно убивает святого в трактовке Шекспира короля Генриха. А потом... прямо над его гробом за каких-то полчаса соблазняет вдову принца Эдуарда леди Анну и добивается у неё согласия на брак. А что вы хотите, Дьявол - соблазнитель, оцените работу профессионала. Расчищая себе дорогу к трону, Ричард избавляется от собственного брата, потом - от всех несогласных лордов, при этом все окружающие, включая его жертв, как-то вдруг забыв о всеобщем к нему отвращении, оказываются настолько ослеплены его мнимым дружелюбием, что до последнего не верят в злобность и двуличие герцога Глостера. И наконец - кульминация: взобравшись-таки на трон, Ричард отдаёт приказ убить своих малолетних племянников. Даже его ближайший соратник герцог Бэкингем в ужасе бежит и поднимает восстание. А Ричард, и на том не успокоившись, избавляется от жены и планирует вступить в кровосмесительный брак с собственной племянницей. Дальше идти просто некуда, осталось только начать публично пить кровь христианских младенцев.
Страна рыдает под гнётом тирана и мечтает об избавителе, и таковой не заставляет себя долго ждать. Генрих Тюдор по Шекспиру оказывается настоящим архетипическим героем: юный благородный рыцарь, победивший ужасного дракона, женившийся на спасённой деве и основавший в спасённом королевстве новую династию. Зрители, вдоволь поужасавшись злодеяниям его предшественника, вытирают слезу умиления и расходятся по домам.
Вот и получается, что, сочиняя своего "Ричарда III", Шекспир писал не столько историческую хронику, сколько триллер шестнадцатого века, этакого "Омена" - об инфернальном зле в человеческом обличье, явившемся к нам откуда-то из иных сфер и совершающим злодейства ради злодейств просто потому, что такова его природа. Даже то, что Ричард - горбатый, хромой, сухорукий, низкорослый и кривобокий - настоящий инвалид, словом, оказывается выдающимся воином, то есть силён, быстр и ловок, при таком взгляде не вызывает удивления. Принявших человеческое обличье чертей, по поверьям того времени, всегда можно было узнать по какому-нибудь уродству. Нечеловеческое уродство Ричарда - дьявольская печать, внешнее отражение его демонической сущности, и эта самая сущность наделяет своего носителя нечеловеческой же силой. В своём последнем бою Ричард бьётся как сам Дьявол - и тем славнее победа сил Добра.
Выполнял ли Шекспир социальный заказ, или его просто привлекла возможность описать Идеального Злодея, так эффектно смотревшегося на сцене - в любом случае, дело было сделано. Миф окреп и утвердился в людских головах на многие столетия вперёд.
Хотя, справедливости ради, та же Браун пишет, что на портретах Ричарда ещё до Шекспира активно старили. И, по-видимому, мало кто обращал внимание на несоответствие между его возрастом из хроник и внешним видом на картинах.
Хм... Может, он этим несоответствием и хотел сказать, что его персонаж - не совсем Ричард III, а скорее образ по мотивам? Просто интересно, с чего бы такой косяк. Эх, вот так писатель не глядя нарисует, а потомкам потом разгребай хД
Gabbikins, кто его теперь разберёт...