А что, если я лучше моей репутации?
Начала читать книгу Елены Браун "Ричард III и его время. Роковой король эпохи Войн Роз". И уже в первой главе, разбирая шексперовские пьесы, в которых фигурирует этот персонаж, автор приходит к интересным выводам.
Как известно, Шекспир пусть и не создал миф о Ричарде как о кровавом горбуне-детоубийце, но именно он придал этому мифу законченную форму, одновременно популяризировав его по самое не могу. По словам самой Браун, даже редактор научного журнала в споре о Ричарде взывает к великому драматургу, как к последнему авторитету: "Вы что, даже Шекспира не читали?" Однако современные актёры и постановщики, привыкшие искать в действиях любого персонажа психологическую подоплёку, как правило трактуют Ричарда как по своему трагического персонажа: озлобленного своим уродством и как следствие - одиночеством. Однако Шекспир, если глянуть на его пьесы через призму средневековой демонологии (в которую люди тогдашнего времени в большинстве своём свято верили) написал несколько иное. Он изобразил злосчастного короля настоящим демоном - если не самим Дьяволом, явившимся на Землю на погибель Англии, то уж точно его посланцем.
Начиная с самого рождения: по свидетельству других персонажей, Ричард родился недоношенным, вперёд ногами, но при этом с волосами и зубами. По мнению людей того времени всё это было верным признаком подменыша - существа, которого фейри или нечистая сила оставляли на месте украденного ими настоящего младенца. Остальные свойства подменыша тоже налицо: мальчик рос злобным и беспокойным, приносившим одни огорчения своей матери ("Припомни-ка хотя единый час, когда бы от тебя я знала радость!" - восклицает герцогиня Йоркская), прожорливым, но при этом хилым и болезненным - считалось, что этим созданиями человеческая еда впрок не идёт. Рождение Ричарда сопровождается самыми зловещими предзнаменованиями: тут и грохот бури, и завывания собак, и уханье филина, и появление чёрного ворона. Ричарду чужды все человеческие чувства, кроме безграничного властолюбия, злобы, жестокости и мстительности. С первого же появления на страницах "Генриха VI" его осыпают бранью и оскорблениями, даже когда он ещё вроде бы не сделал ничего плохого - авансом, так сказать. Видимо, предполагается, что он вызывает у людей инстинктивное отвращение.
Ричард, как настоящий Дух Раздора является двигателем всех конфликтов и громких расправ Ройны Роз. Именно он подстрекает своего уже сложившего оружие отца продолжить борьбу за трон, и он же громче всех требует отмщения после гибели герцога. Убив (правда, совместно с братьями) Эдуарда принца Уэльского и едва не прикончив его мать, Ричард отправляется в Тауэр и собственноручно убивает святого в трактовке Шекспира короля Генриха. А потом... прямо над его гробом за каких-то полчаса соблазняет вдову принца Эдуарда леди Анну и добивается у неё согласия на брак. А что вы хотите, Дьявол - соблазнитель, оцените работу профессионала. Расчищая себе дорогу к трону, Ричард избавляется от собственного брата, потом - от всех несогласных лордов, при этом все окружающие, включая его жертв, как-то вдруг забыв о всеобщем к нему отвращении, оказываются настолько ослеплены его мнимым дружелюбием, что до последнего не верят в злобность и двуличие герцога Глостера. И наконец - кульминация: взобравшись-таки на трон, Ричард отдаёт приказ убить своих малолетних племянников. Даже его ближайший соратник герцог Бэкингем в ужасе бежит и поднимает восстание. А Ричард, и на том не успокоившись, избавляется от жены и планирует вступить в кровосмесительный брак с собственной племянницей. Дальше идти просто некуда, осталось только начать публично пить кровь христианских младенцев.
Страна рыдает под гнётом тирана и мечтает об избавителе, и таковой не заставляет себя долго ждать. Генрих Тюдор по Шекспиру оказывается настоящим архетипическим героем: юный благородный рыцарь, победивший ужасного дракона, женившийся на спасённой деве и основавший в спасённом королевстве новую династию. Зрители, вдоволь поужасавшись злодеяниям его предшественника, вытирают слезу умиления и расходятся по домам.
Вот и получается, что, сочиняя своего "Ричарда III", Шекспир писал не столько историческую хронику, сколько триллер шестнадцатого века, этакого "Омена" - об инфернальном зле в человеческом обличье, явившемся к нам откуда-то из иных сфер и совершающим злодейства ради злодейств просто потому, что такова его природа. Даже то, что Ричард - горбатый, хромой, сухорукий, низкорослый и кривобокий - настоящий инвалид, словом, оказывается выдающимся воином, то есть силён, быстр и ловок, при таком взгляде не вызывает удивления. Принявших человеческое обличье чертей, по поверьям того времени, всегда можно было узнать по какому-нибудь уродству. Нечеловеческое уродство Ричарда - дьявольская печать, внешнее отражение его демонической сущности, и эта самая сущность наделяет своего носителя нечеловеческой же силой. В своём последнем бою Ричард бьётся как сам Дьявол - и тем славнее победа сил Добра.
Выполнял ли Шекспир социальный заказ, или его просто привлекла возможность описать Идеального Злодея, так эффектно смотревшегося на сцене - в любом случае, дело было сделано. Миф окреп и утвердился в людских головах на многие столетия вперёд.

@темы: Это было недавно, это было давно, Книги

Комментарии
08.01.2016 в 23:37

castles and dreams
Мари Анж, кмк, тут еще могло быть так, что у Шекспира просто не было достоверных исторических источников информации. Библиотек нет(ну или книг мало) интернета нет) откуда он мог знать, каков был Ричард на самом деле? По большей части полет фантазии.
09.01.2016 в 00:12

А что, если я лучше моей репутации?
Gabbikins, ну, с теми источниками, к которыми у него был доступ, Шекспир поработал, при этом свалив в кучу всё отрицательное, что писали о Ричарде, да ещё и усугубив (к примеру, если Томас Мор осторожно пишет, что по слухам, Ричард родился с зубами, но возможно, что это неправда, то Шекспир безо всяких сомнений делает своего новорожденного героя зубастым и волосатым). Хотя, конечно, найти в то время опровержение тюдоровскому мифу драматургу бы вряд ли удалось, но ведь считать-то он умел, и едва ли было такой уж проблемой отыскать даты жизни короля. Между тем у Шекспира Ричард впервые появляется уже вполне взрослым... в 1452 году, то есть в год своего исторического рождения. Шекспир и в других своих хрониках допускает хронологические ляпы, ему была важней динамика повествования, однако этот какой-то уж очень вопиющий.
Хотя, справедливости ради, та же Браун пишет, что на портретах Ричарда ещё до Шекспира активно старили. И, по-видимому, мало кто обращал внимание на несоответствие между его возрастом из хроник и внешним видом на картинах.
09.01.2016 в 18:33

castles and dreams
Мари Анж, Шекспир и в других своих хрониках допускает хронологические ляпы, ему была важней динамика повествования, однако этот какой-то уж очень вопиющий.
Хм... Может, он этим несоответствием и хотел сказать, что его персонаж - не совсем Ричард III, а скорее образ по мотивам? Просто интересно, с чего бы такой косяк. Эх, вот так писатель не глядя нарисует, а потомкам потом разгребай хД
09.01.2016 в 19:30

А что, если я лучше моей репутации?
Может, он этим несоответствием и хотел сказать, что его персонаж - не совсем Ричард III, а скорее образ по мотивам?
Gabbikins, кто его теперь разберёт...