А что, если я лучше моей репутации?
Вот я и вернулась в Москву из Парижа - прилетела ещё вчера, но вечером, и сил что-то писать уже не оставалось.
На этот раз я не стала связываться с агентством, а всё заказала себе сама. От аэропорта до Парижа я добиралась на электричке RER - есть там такая городская и пригородная железная дорога. Прошла по указателям, у входа на платформу увидела автоматы для продажи билетов. Стоявший рядом служащий жестами объяснил мне, куда там надо тыкать, и проводил к ещё одному автомату, где можно было разменять купюру на монеты, потому что билетные автоматы принимают только мелочь. На платформе другой служащий, видя, что я стою перед планом, спросил, где мне выходить, и показал, на какой станции нужно сделать пересадку в метро. Но моим подлинным ангелом-хранителем оказался служащий на той самой пересадочной станции с электрички на подземку. Дело в том, что я в поездке ухитрилась посеять билет, без которого пересадку с RER на метро не сделаешь. Искать его в переполненном вагоне я не стала, решив, что куплю ещё один прямо на станции, но когда я подошла к автоматам, оказалось, что они принимают только карточки. Прогресс, блин, велик и неостановим, но у меня-то французской карты нет, только наличные. Как потом выяснилось, в парижском метро на каждой станции по-разному. Где-то автоматы только карточки принимают, где-то монеты, где-то и купюрой можно заплатить, где-то есть кассы с живыми продавцами.
В общем, побродив по станции, я обратилась к дежурному, и тот - когда разобрался наконец, что мне нужно, поскольку он, понятно, не говорил по-русски, а я ни в зуб ногой по-французски, да и по-английски только отдельными словами - вывел меня по своему пропуску со станции к кассам (в RER без билета не только не войдёшь, но и не выйдешь!), проконтролировал, как я покупаю наконец билет на метро, проводил снова уже на станцию на нужную платформу, и опять показал на плане, как мне нужно ехать. И схему метро подарил на прощание. Ну не прелесть ли?
Кстати, в самом метро выйти можно и просто так, но вот в переходе мне однажды попались проверяющие, просившие билеты у проходящих. Так что если вас когда-нибудь занесёт в парижское метро - сохраняйте билет до конца поездки, там это может оказаться насущной необходимостью, а не как у нас: вошёл - выбросил.
На том мои приключения в тот день закончились: я без проблем добралась до гостиницы, сразу же заселилась - персонал говорил по-русски, потому я эту гостиницу и выбрала - и, счастливая, побежала в оставшиеся светлые часы гулять по городу.
Ну, что вам рассказать про город Париж и про отличия, которые я заметила по сравнению со своим прошлым визитом? Город стал многолюднее, безусловно. Ту же улочку Бланш, на которой стоял мой прошлый отель и в переулке у которой стоял отель нынешний, я помню тихой и почти безлюдной. А теперь по ней постоянно с отражающимся от стен рёвом проносились машины, и по тротуарам тёк не сказать, чтобы очень густой, но постоянный ручеёк прохожих. По моим ощущениям на улицах стало немного грязнее, но немного. Людей "восточной национальности" заметно больше - в прошлый мой визит я как-то больше негров замечала, а теперь - восток-восток. Стало больше ларьков, в переходах у метро - ну прямо как у нас, пока наших разгонять не начали. На улицах, правда, у исторических зданий ларьки вид не портят. Зато то и дело портят дорожные работы.
В метро поезда начали ходить заметно чаще - раньше приезжали стабильно раз в пять минут, независимо от времени суток, теперь дольше пары минут никогда ждать не приходилось. А ещё я перестала комплексовать по поводу своей невежливости. В прошлый раз если я случайно на кого-то натыкалась, то первым мне на язык выскакивало "простите", вторым - "сорри", а когда я вспоминала про "пардон", человек как правило уже уходил. А тут я поняла, что вообще не вижу, чтобы кто-нибудь перед кем-нибудь извинялся. При этом люди весьма дружелюбны и доброжелательны, и беспомощной иностранке готовы подсказать не только всякие продавцы и служащие, но и просто прохожие, как мне, например, пара молодых людей (кстати, совсем восточного, где-то Китай-Корея-Япония вида) показала, как пользоваться очередным билетным автоматом, где был не сенсорный экран, как я уже привыкла, а нужно было специальный валик вращать, чтобы перебрать варианты. Но вот в том же метро, видимо, вообще не принято просить друг друга уступить дорогу. Воззовёшь: "Пардон, пардон!" - с готовностью расступятся, но сами молча ломятся к выходу, и человека у двери, вполне могут вытолкнуть наружу. И стоящие снаружи тоже дорогу не уступают - нет, они вас выпустят, но встать по сторонам от двери, как у нас, чтобы выходящие сквозь них не протискивались, в голову не приходит.
А ещё я то и дело видела нищих. По вечерам они укладывались спать прямо на тротуарах. Что-то подстелят, одеялом сверху укроются... При том, что погода в Париже почти приморская: солнце - дождь, солнце - дождь...
Ну, это в общем. А пока - в тот первый вечер, понимая, что до темноты осталось всего-ничего, я решила прогуляться по острову Сите. Он маленький, его можно обойти быстро.
И первым делом я направилась к знаменитой Нотр-Дам. Вот она, голубушка.

читать дальше
Продолжение следует.
На этот раз я не стала связываться с агентством, а всё заказала себе сама. От аэропорта до Парижа я добиралась на электричке RER - есть там такая городская и пригородная железная дорога. Прошла по указателям, у входа на платформу увидела автоматы для продажи билетов. Стоявший рядом служащий жестами объяснил мне, куда там надо тыкать, и проводил к ещё одному автомату, где можно было разменять купюру на монеты, потому что билетные автоматы принимают только мелочь. На платформе другой служащий, видя, что я стою перед планом, спросил, где мне выходить, и показал, на какой станции нужно сделать пересадку в метро. Но моим подлинным ангелом-хранителем оказался служащий на той самой пересадочной станции с электрички на подземку. Дело в том, что я в поездке ухитрилась посеять билет, без которого пересадку с RER на метро не сделаешь. Искать его в переполненном вагоне я не стала, решив, что куплю ещё один прямо на станции, но когда я подошла к автоматам, оказалось, что они принимают только карточки. Прогресс, блин, велик и неостановим, но у меня-то французской карты нет, только наличные. Как потом выяснилось, в парижском метро на каждой станции по-разному. Где-то автоматы только карточки принимают, где-то монеты, где-то и купюрой можно заплатить, где-то есть кассы с живыми продавцами.
В общем, побродив по станции, я обратилась к дежурному, и тот - когда разобрался наконец, что мне нужно, поскольку он, понятно, не говорил по-русски, а я ни в зуб ногой по-французски, да и по-английски только отдельными словами - вывел меня по своему пропуску со станции к кассам (в RER без билета не только не войдёшь, но и не выйдешь!), проконтролировал, как я покупаю наконец билет на метро, проводил снова уже на станцию на нужную платформу, и опять показал на плане, как мне нужно ехать. И схему метро подарил на прощание. Ну не прелесть ли?
Кстати, в самом метро выйти можно и просто так, но вот в переходе мне однажды попались проверяющие, просившие билеты у проходящих. Так что если вас когда-нибудь занесёт в парижское метро - сохраняйте билет до конца поездки, там это может оказаться насущной необходимостью, а не как у нас: вошёл - выбросил.
На том мои приключения в тот день закончились: я без проблем добралась до гостиницы, сразу же заселилась - персонал говорил по-русски, потому я эту гостиницу и выбрала - и, счастливая, побежала в оставшиеся светлые часы гулять по городу.
Ну, что вам рассказать про город Париж и про отличия, которые я заметила по сравнению со своим прошлым визитом? Город стал многолюднее, безусловно. Ту же улочку Бланш, на которой стоял мой прошлый отель и в переулке у которой стоял отель нынешний, я помню тихой и почти безлюдной. А теперь по ней постоянно с отражающимся от стен рёвом проносились машины, и по тротуарам тёк не сказать, чтобы очень густой, но постоянный ручеёк прохожих. По моим ощущениям на улицах стало немного грязнее, но немного. Людей "восточной национальности" заметно больше - в прошлый мой визит я как-то больше негров замечала, а теперь - восток-восток. Стало больше ларьков, в переходах у метро - ну прямо как у нас, пока наших разгонять не начали. На улицах, правда, у исторических зданий ларьки вид не портят. Зато то и дело портят дорожные работы.
В метро поезда начали ходить заметно чаще - раньше приезжали стабильно раз в пять минут, независимо от времени суток, теперь дольше пары минут никогда ждать не приходилось. А ещё я перестала комплексовать по поводу своей невежливости. В прошлый раз если я случайно на кого-то натыкалась, то первым мне на язык выскакивало "простите", вторым - "сорри", а когда я вспоминала про "пардон", человек как правило уже уходил. А тут я поняла, что вообще не вижу, чтобы кто-нибудь перед кем-нибудь извинялся. При этом люди весьма дружелюбны и доброжелательны, и беспомощной иностранке готовы подсказать не только всякие продавцы и служащие, но и просто прохожие, как мне, например, пара молодых людей (кстати, совсем восточного, где-то Китай-Корея-Япония вида) показала, как пользоваться очередным билетным автоматом, где был не сенсорный экран, как я уже привыкла, а нужно было специальный валик вращать, чтобы перебрать варианты. Но вот в том же метро, видимо, вообще не принято просить друг друга уступить дорогу. Воззовёшь: "Пардон, пардон!" - с готовностью расступятся, но сами молча ломятся к выходу, и человека у двери, вполне могут вытолкнуть наружу. И стоящие снаружи тоже дорогу не уступают - нет, они вас выпустят, но встать по сторонам от двери, как у нас, чтобы выходящие сквозь них не протискивались, в голову не приходит.
А ещё я то и дело видела нищих. По вечерам они укладывались спать прямо на тротуарах. Что-то подстелят, одеялом сверху укроются... При том, что погода в Париже почти приморская: солнце - дождь, солнце - дождь...
Ну, это в общем. А пока - в тот первый вечер, понимая, что до темноты осталось всего-ничего, я решила прогуляться по острову Сите. Он маленький, его можно обойти быстро.
И первым делом я направилась к знаменитой Нотр-Дам. Вот она, голубушка.

читать дальше
Продолжение следует.
Погода, если честно, так себе. Не так холодно, как у нас сейчас, хотя за три дня температура опустилась с семнадцати до десяти примерно градусов. Каждый день шёл дождь, кроме самого первого (ну, может, он в тот день с утра был). Иногда солнышко выглядывало.
Транспорт - автобусы не знаю. Билет на метро в автомате - евро 90 центов. (Однажды, когда я опустив почти всё, долго искала очередную монетку, он мне центы вернул, а евро зажал, поганец. Типа штраф, наверное.) В кассе на той самой пересадочной станции просто в 90 центов обошёлся - не знаю, почему такая разница. Билет на RER в приделах города такой же, как на метро, за город - в тот же аэропорт - 10 евро и в кассе, и в автомате.
В кафешках... Длинный такой сандвич где-то примерно в районе 5 евро, может, чуть побольше, может, чуть поменьше (плохо цифры запоминаю, увы). Напиток в банке около евро, в бутылке - около двух. Во сколько мне чашка кофе обошлась, уже не помню. Пирожные - 3-4 евро обычно. В одном месте одна большая терель с котлетками или колбасками, рисом, ещё чем-то зерновым, не опознала, картофелем фри и салатом (всё на одной тарелке) стоит 8 евро 50 центов. В ресторанчике пореспектабельней обед с супом, горячим и вином обошёлся в 35 евро.
Билеты в музеи колеблются от 6 до 15 евро. В Лувр так точно 15. Аудиогиды, где есть, - 5 евро.