
Побывала на лекции - хотя это была скорее экскурсия - на выставке по истории китайского пейзажа. Билет заказала ещё в начале мая, и с ним интересно получилось. Указала почту, оплатила он-лайн, и мне пришло письмо, что ваш заказ номер такой-то готов к отправке. И всё, больше ни ответа, ни привета. Я, выждав какое-то время, написала, мол, что за дела, билет-то я могу получить? Ответили, надо отдать им должное, оперативно - оказалось, что номер заказа и есть билет, его просто надо назвать администратору при входе. Ну и откуда я должна была это узнать?
Сама галерея крошечная, буквально два зальчика. Картины - либо копии, либо современные художники, творящие в стиле прошлого, но поскольку в Китае очень сильны традиции следования канону, и художники веками рисуют примерно одно и то же, то вполне передаёт. Первая фотография - это современный художник, но чтобы отличить, надо быть специалистом. На витрине перед картиной - печати, которые ставят на картину вместо подписи, ибо в идеале картина должна сочетать в себе все виды изобразительного искусства: живопись, каллиграфию и печать. Причём, печать может содержать не только имя автора, но и какую-нибудь подходящую к сюжету картины надпись.
читать дальшеРазумеется, за полтора часа пересказать всю историю невозможно, так что проскакали по верхам, а здесь и вовсе тезисно. Пейзаж - по-китайски "шаньшуй", "горы и воды" - как и в европейском искусстве, сперва возник как фон для жанровых сцен, но уже в эпоху Тан выделился в отдельный вид искусства. Существует множество классификаций, но наиболее очевидная - по цвету. Сперва возник так называемый "сине-зелёный пейзаж". Разумеется, он мог содержать не только синий и зелёный цвет, но именно они превалировали, а поскольку краски были дороги, то картины были предметом роскоши. Иногда, пущего роскошества ради, контуры изображения могли прорисовывать золотом. "Сине-зелёный пейзаж" в свою очередь делился на большой и малый, но различие было не в размерах картины, а в количестве потраченной краски.

Вот сине-зелёные пейзажи. Не смотрите, что они выглядят как заготовки для веера. Когда-то действительно понравившуюся веерную роспись могли снять с планок и повесить на стену, но потом художники стали просто рисовать картины такой формы, уже не предназначая их для практического использования.
Жизнь не стоит на месте, и в ту же танскую эпоху родился второй вид пейзажа - монохромный, для которого использовалась одна лишь тушь. Художники, работавшие в этом жанре, в отличие от придворных живописцев, были как правило чиновниками, и рисование для них являлось не основным заработком, а хобби, что делало их куда более свободными в выражении.

Примеры монохромного пейзажа. Та картина, что побольше - копия старинной, те, что поменьше - современные. Надо сказать, что китайские художники никогда не стремились к фотографичной реалистичности. Когда они рисовали гору, они стремились передать дух, идею горы, а не какой-то реально существующий объект. Их пейзажи - это попытка изобразить идеальное пространство, поэтому с горами всегда будет соседствовать вода, расти живописные деревья, и всегда или почти всегда есть намёк на присутствие человека: мостик, крыша дома, человеческая фигурка, хотя иногда их приходится поискать. Отсюда же - нарушение законов перспективы. Впрочем, в традиционной китайской живописи вообще отсутствует понятие перспективы, есть понятие "дали", и разные дали соседствуют на одной и той же картине.

Вот как на этих современных пейзажах. Плохо видно, поскольку снимала издалека, если в западном пейзаже зритель глядит на изображение строго из одной точки, то здесь домики на переднем плане нарисованы так, словно мы смотрим на них прямо или даже снизу, а вот на горы на заднем плане - уже сверху. Зритель словно путешествует по картине, в данном случае как бы воспаряя вверх, и оглядывая пейзаж с разных ракурсов.
К эпохе Сун жанр пейзажа выкристаллизовался окончательно, чтобы потом, в эпохи Мин и Цин, как и прочие виды искусства, законсервироваться и дойти до наших дней практически без изменений. (Кстати, первые подлинники, дошедшие до нас, принадлежат именно к сунской эпохе, более ранние картины нам известны исключительно в копиях). Тогда же, во времена Сун, произошло окончательное, хотя и довольно условное деление на северную и южную школы. И опять у китайцев всё не как у людей - на самом деле деление шло не по географическому признаку: художник, живший на севере, мог творить в южном стиле, и наоборот. "Северная" школа более "академична" и консервативна, художники тщательны и декоративны в прорисовке деталей. "Южная" более свободна, именно её представители в большей степени концентрировались на передаче духа, а не формы вещей. Но, как я уже сказала, деление весьма условно даже для самих китайцев.

Вот вам два пейзажа, как говорится, найдите хоть одно отличие. Между тем правый относят к северной школе, а левый - к южной. Различие могло относиться к технике прорисовки контура или мазка, каковых насчитывается не один десяток. Кроме того обе картины относятся к третьему красочному виду - "бледно-окрашенный", он же "пурпурно-коричневый пейзаж", занимающий как бы промежуточное положение между "сине-зелёным" и монохромным. Не столь яркий, как первый, и палитра больше тяготеет к жёлто-коричневой гамме. Кстати, если приглядеться, на этих картинах есть и каллиграфические надписи, и печати красной краской.

Современные китайские художники восприняли веяния европейского искусства, их картины часто начинают тяготеть к абстракционизму. Но при этом и с традицией они не порывают. Вот тут, например, самая правая картина по форме - вполне себе "сине-зелёный пейзаж", там даже контуры золотой краской прорисованы, хотя на фото и не видно.
Выставка закрывается уже завтра, так что, увы, рекомендовать интересующимся её посетить уже поздно, тем более, что ходить там лучше всё-таки с экскурсоводом. Но сама я довольна, что на ней побывала.