А что, если я лучше моей репутации?
Сходила тут на небольшую экскурсию по китайскому залу Музея искусств народов Востока. Ничего принципиально нового не узнала, но занятно. Снимала на телефон, прошу прощения, фото не лучшего качества, много отсвечивающих и нечётких.

Изделия из погребений до нашей эры. Нефритовые диски символизировали небо, их клали на грудь и под спину покойного, считалось, что через них из тела выходит душа. Четырёхгранные сосуды символизировал землю (небо круглое, земля квадратная), и служили для посмертных подношений. Ну а статуэтки в загробном мире должны были быть слугами умерших, ими заменили человеческие жертвы.
читать дальшеВот этот сосуд выглядит круглым, но на самом деле у него тоже четыре грани.

На этом горшке изображено то ли божество, то ли чудовище Тао-те - и выступающая мордочка оно, и узор на боку тоже. Что из себя представляло это самое Тао-те толком неизвестно, потому что почиталось оное ещё в дописьменную эпоху, а более поздние упоминания никакой ясности не вносят.

Обливная керамика, ставшая очень модной в первой половине первого тысячелетия нашей эры. Распространившийся тогда чань-буддизм (больше известный в наших широтах по своему японскому варианту дзен) ценил естественность, случайность, и потому краски, которые сами решают, как им ложиться, его настрою вполне соответствовали.
Танская статуэтка. Если видите на китайском изображении женщину в теле, можно не гадать - это Тан, единственная китайская эпоха, когда в моду вошёл бодипозитив.
Воин. Вполне можно изучить, как в те времена выглядел доспех.

Ну и чиновник, для полноты комплекта.

Конь с характером.

И верблюд - напоминание о том, что во времена Тан империя поддерживала контакты со многими азиатскими государствами, да и сама вторглась далеко в Среднюю Азию.

Буддизм прочно занял своё место между верованиями Китая, и особой популярностью пользовалась милостивая богиня Гуаньинь, в девичестве - бодхисаттва Авалокитешвара, сменивший в Китае пол на женский. Тут в витрине Гуаньинь сразу несколько.
Иконография Гуаньинь, по научному выражаясь, вовсю сочетала в себе индийские и китайские мотивы. Во всяком случае, мухобойка у неё на плече, насколько я понимаю, вполне китайская.

Статуи богини делали не только из бронзы и дерева. К эпохе Тан китайцы освоили массовое производство фарфора, и вот вам пожалуйста - фарфоровая Гуаньинь.
Фарфор обжигается при очень высоких температурах, и долгое время единственной краской, которая могла это выдержать, был кобальт, так что ранние образцы фарфора бело-синие. Но постепенно находились иные красители, к тому же освоили повторный обжиг, когда краска наносится на уже обожжённую вещь, которая потом снова отправляется в печь, но уже не столь горячую. Вот здесь изображён весьма любимый китайцами карп. Если присмотреться, видно, что он прыгает через водопад. Было поверье, что в где-то в верховьях Хуанхэ находится пещера с водопадом, и если карп сумеет его преодолеть, он превратится в дракона. ("Карп вошёл во врата Дракона" говорили про человека, блестяще сдавшего государственный экзамен).
Ну а эта мисочка, к сожалению, лучше не получившаяся, принадлежала если не лично императору, то кому-то из членов его семьи. Об этом говорят и жёлтый цвет, и изображение дракона с пятью пальцами на лапах.
А это уже не фарфор, а резная кость. Один из Восьми Бессмертных, даосских святых, знаменитый лекарь. Выглядит так непрезентабельно не по своей вине. Однажды его дух вышел из тела, которое осталось под присмотром ученика, и отправился в странствия. Было договорено, что если через семь дней дух не вернётся, ученик должен сжечь тело, ведь это означало, что учитель стал не просто бессмертным, а небожителем, и земная оболочка ему уже без надобности. Но на седьмой день ученику сообщили, что умерла его мать, и он, торопясь на похороны, сжёг тело на полдня раньше срока. Пришлось вернувшемуся бессмертному вселяться в труп какого-то нищего. Ученик, впрочем, был с готовностью прощён: почтение к родителям для китайца это всё.

Костяная бутылочка в виде тыквы-горлянки.

Цепочка тоже из кости, из цельного куска. Если присмотреться, видно, что подвески на звеньях - крохотные изображения обезьянок.

Но, конечно, подлинное чудо кропотливейшего труда - шар в шаре, и не один, их там несколько. И да, они тоже вырезаны из цельного куска кости.

Не зря европейцы прозвали из дьявольскими шарами. Разве могут руки людей сотворить такое?!

Императорская ладья. Нос украшен изображением дракона, символа императора, корма - феникса, символа императрицы.

Ещё одна резная статуэтка изображает компанию тех самых Восьми Бессмертных. Каюсь, лень искать, как их всех зовут.

Любимый китайцами пейзаж, "горы и воды". Иероглифы, каждый из которых тоже маленькое изображение, считались органичной частью картины. Статуэтка внизу изображает льва - как себе представляли львов никогда не видевшие их средневековые мастера.

Иероглифы и сами по себе могли быть украшением. Это - каллиграфическая надпись стиля "цаошу", скорописи. Прочесть её довольно сложно, зато она, как считалось, передаёт настроение надписи.

Ещё две картины стиля се-и. В отличие от стиля гунби, "тщательной кисти", выписывающей мельчайшие подробности, се-и, "свободная кисть", рисует широкими мазками, стремясь передать не столько реалистичное изображение, сколько образ предмета и настроение художника.

Четыре сокровища кабинета учёного - кисть, тушь, тушечница и бумага. Из чайничка можно было налить воду в тушечницу, а можно - подогреть вина. А экран на столе служил не только защитой от света и пыли - на него полагалось стряхивать излишек туши с кисти. Китайцы полагали, что любая вещь, даже если служит главным образом для красоты, должна иметь утилитарную функцию.

Подставка для мокрой кисти из нефрита, в виде горы и маленького отшельника справа, скрытого за бликом.

Вот эти чёрные пластинки с золотым узором - это тушь. Предполагается, что их безжалостно разотрут, чтобы использовать для письма. Хотя, говорят, иные дорогие экземпляры хранили чисто для красоты, и даже коллекционировали, а пользовались чем попроще. Справа тушечница, а шарики в центре служили для разминки кисти и пальцев.

Как вы думаете, для чего служили вот такие бутылочки, сделанные из тыквы-горлянки? Для того, чтобы держать в них домашних сверчков. Ну, нравилось китайцам, как они пиликают.

Иные даже устраивали сверчковые бои, и были целые династии бойцовых сверчков. Привет булгаковским тараканьим бегам.

Узор на боках тыковки не вырезан и не вытравлен. Подрастающую тыкву помещали в специальную глиняную форму, и она по мере роста сама заполняла пустоты в глине и отпечатывала рисунок на своих боках.

А вот эти все сосудики не для косметики и не для духов, а, представьте себе, для нюхательного табака. Когда он доехал до Китая, то стал считаться целебным средством. Ну и к нему ещё другие травки примешивали, нюхали и поправлялись, как могли.

Почти, увы, неразличимая на фото роспись стеклянных сосудиков сделана изнутри. Специальной кистью из крысиного уса, упругого и изогнутого.

Украшения для женских причёсок.

Плохо видно, к сожалению, но эти насекомые на концах шпилек сидят на тонких пружинках, так что при движении они дрожали и подпрыгивали, как живые.

И ещё одно украшение. Это не бирюза и не эмаль, это инкрустированные в металл перья зимородка.

Футляры на пальцы, чтобы уберечь длинные ногти, а заодно скрыть их, потому что чрезмерно отрощенный ноготь не самое эстетичное зрелище.
Резьба по лаку. В основном представлены коробками для новогодних подарков, ведь красный - цвет новогодних праздников.

Основу из дерева или папье-маше покрывали во множество слоёв соком лакового дерева, высушивали при строго определённой влажности (так что в жаркие месяцы вещи могли ставить на плоты в реке), и потом резали узор по лаку, не задевая основы.

Ещё одна настольная ширма с какой-то сценкой.

Наряды эпохи Цин, последней империи Китая. Справа женское платье, слева повседневное мужское, в центре - высокопоставленного чиновника.

Женское платье покрыто тончайшей вышивкой, которую называли "живопись иглой". В последствии её запретили, потому что мастерицы от неё слепли, настолько тонкой была работа.

Специальные нагрудные знаки, которые нашивали на одежду чиновникам, чтобы с первого взгляда было видно, с кем имеешь дело. За ними - женские башмачки-лотосы для знаменитых перебинтованных ножек.

Цинский фарфор. Испытал сильное влияние заказчиков из Европы, а потому многие вещи уже далеко не столь лаконичны, как более ранние. В центре стоит чайник в форме иероглифа "фу" - "счастье". Чей-то подарок-благопожелание.

А поскольку "фу"-счастье звучит похоже на "фу"-летучую мышь, то можно было подарить что-нибудь с изображением мышек, смысл тот же.

А вот эта аптекарская банка была изготовлена по заказу специально для Петра Первого.

Ну и по-прежнему делались четырёхугольные сосуды. Пусть никакой ритуальной функции они уже не исполняли, но традицию пронесли сквозь тысячелетия. Вот так экскурсовод довольно красиво закольцевал свой рассказ и закончил экскурсию. Правда, потом добавил ещё пару слов сверх неё.
Кроме фарфора был ещё и селадон - керамическая имитация нефрита, как это блюдо и ваза с драконом над ним. Тоже был весьма любим и уважаем.
А вот так с точки зрения китайцев, выглядит феникс. Как и дракон, на европейского собрата не слишком похож. Собственно, он и не феникс вовсе, китайские волшебные птицы никогда не сгорали в огне и не возрождались из пепла. Но традиционно принят такой перевод.

Изделия из погребений до нашей эры. Нефритовые диски символизировали небо, их клали на грудь и под спину покойного, считалось, что через них из тела выходит душа. Четырёхгранные сосуды символизировал землю (небо круглое, земля квадратная), и служили для посмертных подношений. Ну а статуэтки в загробном мире должны были быть слугами умерших, ими заменили человеческие жертвы.

читать дальшеВот этот сосуд выглядит круглым, но на самом деле у него тоже четыре грани.

На этом горшке изображено то ли божество, то ли чудовище Тао-те - и выступающая мордочка оно, и узор на боку тоже. Что из себя представляло это самое Тао-те толком неизвестно, потому что почиталось оное ещё в дописьменную эпоху, а более поздние упоминания никакой ясности не вносят.

Обливная керамика, ставшая очень модной в первой половине первого тысячелетия нашей эры. Распространившийся тогда чань-буддизм (больше известный в наших широтах по своему японскому варианту дзен) ценил естественность, случайность, и потому краски, которые сами решают, как им ложиться, его настрою вполне соответствовали.

Танская статуэтка. Если видите на китайском изображении женщину в теле, можно не гадать - это Тан, единственная китайская эпоха, когда в моду вошёл бодипозитив.

Воин. Вполне можно изучить, как в те времена выглядел доспех.

Ну и чиновник, для полноты комплекта.

Конь с характером.

И верблюд - напоминание о том, что во времена Тан империя поддерживала контакты со многими азиатскими государствами, да и сама вторглась далеко в Среднюю Азию.

Буддизм прочно занял своё место между верованиями Китая, и особой популярностью пользовалась милостивая богиня Гуаньинь, в девичестве - бодхисаттва Авалокитешвара, сменивший в Китае пол на женский. Тут в витрине Гуаньинь сразу несколько.

Иконография Гуаньинь, по научному выражаясь, вовсю сочетала в себе индийские и китайские мотивы. Во всяком случае, мухобойка у неё на плече, насколько я понимаю, вполне китайская.

Статуи богини делали не только из бронзы и дерева. К эпохе Тан китайцы освоили массовое производство фарфора, и вот вам пожалуйста - фарфоровая Гуаньинь.

Фарфор обжигается при очень высоких температурах, и долгое время единственной краской, которая могла это выдержать, был кобальт, так что ранние образцы фарфора бело-синие. Но постепенно находились иные красители, к тому же освоили повторный обжиг, когда краска наносится на уже обожжённую вещь, которая потом снова отправляется в печь, но уже не столь горячую. Вот здесь изображён весьма любимый китайцами карп. Если присмотреться, видно, что он прыгает через водопад. Было поверье, что в где-то в верховьях Хуанхэ находится пещера с водопадом, и если карп сумеет его преодолеть, он превратится в дракона. ("Карп вошёл во врата Дракона" говорили про человека, блестяще сдавшего государственный экзамен).

Ну а эта мисочка, к сожалению, лучше не получившаяся, принадлежала если не лично императору, то кому-то из членов его семьи. Об этом говорят и жёлтый цвет, и изображение дракона с пятью пальцами на лапах.

А это уже не фарфор, а резная кость. Один из Восьми Бессмертных, даосских святых, знаменитый лекарь. Выглядит так непрезентабельно не по своей вине. Однажды его дух вышел из тела, которое осталось под присмотром ученика, и отправился в странствия. Было договорено, что если через семь дней дух не вернётся, ученик должен сжечь тело, ведь это означало, что учитель стал не просто бессмертным, а небожителем, и земная оболочка ему уже без надобности. Но на седьмой день ученику сообщили, что умерла его мать, и он, торопясь на похороны, сжёг тело на полдня раньше срока. Пришлось вернувшемуся бессмертному вселяться в труп какого-то нищего. Ученик, впрочем, был с готовностью прощён: почтение к родителям для китайца это всё.

Костяная бутылочка в виде тыквы-горлянки.

Цепочка тоже из кости, из цельного куска. Если присмотреться, видно, что подвески на звеньях - крохотные изображения обезьянок.

Но, конечно, подлинное чудо кропотливейшего труда - шар в шаре, и не один, их там несколько. И да, они тоже вырезаны из цельного куска кости.

Не зря европейцы прозвали из дьявольскими шарами. Разве могут руки людей сотворить такое?!

Императорская ладья. Нос украшен изображением дракона, символа императора, корма - феникса, символа императрицы.

Ещё одна резная статуэтка изображает компанию тех самых Восьми Бессмертных. Каюсь, лень искать, как их всех зовут.

Любимый китайцами пейзаж, "горы и воды". Иероглифы, каждый из которых тоже маленькое изображение, считались органичной частью картины. Статуэтка внизу изображает льва - как себе представляли львов никогда не видевшие их средневековые мастера.

Иероглифы и сами по себе могли быть украшением. Это - каллиграфическая надпись стиля "цаошу", скорописи. Прочесть её довольно сложно, зато она, как считалось, передаёт настроение надписи.

Ещё две картины стиля се-и. В отличие от стиля гунби, "тщательной кисти", выписывающей мельчайшие подробности, се-и, "свободная кисть", рисует широкими мазками, стремясь передать не столько реалистичное изображение, сколько образ предмета и настроение художника.

Четыре сокровища кабинета учёного - кисть, тушь, тушечница и бумага. Из чайничка можно было налить воду в тушечницу, а можно - подогреть вина. А экран на столе служил не только защитой от света и пыли - на него полагалось стряхивать излишек туши с кисти. Китайцы полагали, что любая вещь, даже если служит главным образом для красоты, должна иметь утилитарную функцию.

Подставка для мокрой кисти из нефрита, в виде горы и маленького отшельника справа, скрытого за бликом.

Вот эти чёрные пластинки с золотым узором - это тушь. Предполагается, что их безжалостно разотрут, чтобы использовать для письма. Хотя, говорят, иные дорогие экземпляры хранили чисто для красоты, и даже коллекционировали, а пользовались чем попроще. Справа тушечница, а шарики в центре служили для разминки кисти и пальцев.

Как вы думаете, для чего служили вот такие бутылочки, сделанные из тыквы-горлянки? Для того, чтобы держать в них домашних сверчков. Ну, нравилось китайцам, как они пиликают.

Иные даже устраивали сверчковые бои, и были целые династии бойцовых сверчков. Привет булгаковским тараканьим бегам.

Узор на боках тыковки не вырезан и не вытравлен. Подрастающую тыкву помещали в специальную глиняную форму, и она по мере роста сама заполняла пустоты в глине и отпечатывала рисунок на своих боках.

А вот эти все сосудики не для косметики и не для духов, а, представьте себе, для нюхательного табака. Когда он доехал до Китая, то стал считаться целебным средством. Ну и к нему ещё другие травки примешивали, нюхали и поправлялись, как могли.

Почти, увы, неразличимая на фото роспись стеклянных сосудиков сделана изнутри. Специальной кистью из крысиного уса, упругого и изогнутого.

Украшения для женских причёсок.

Плохо видно, к сожалению, но эти насекомые на концах шпилек сидят на тонких пружинках, так что при движении они дрожали и подпрыгивали, как живые.

И ещё одно украшение. Это не бирюза и не эмаль, это инкрустированные в металл перья зимородка.

Футляры на пальцы, чтобы уберечь длинные ногти, а заодно скрыть их, потому что чрезмерно отрощенный ноготь не самое эстетичное зрелище.

Резьба по лаку. В основном представлены коробками для новогодних подарков, ведь красный - цвет новогодних праздников.

Основу из дерева или папье-маше покрывали во множество слоёв соком лакового дерева, высушивали при строго определённой влажности (так что в жаркие месяцы вещи могли ставить на плоты в реке), и потом резали узор по лаку, не задевая основы.

Ещё одна настольная ширма с какой-то сценкой.

Наряды эпохи Цин, последней империи Китая. Справа женское платье, слева повседневное мужское, в центре - высокопоставленного чиновника.

Женское платье покрыто тончайшей вышивкой, которую называли "живопись иглой". В последствии её запретили, потому что мастерицы от неё слепли, настолько тонкой была работа.

Специальные нагрудные знаки, которые нашивали на одежду чиновникам, чтобы с первого взгляда было видно, с кем имеешь дело. За ними - женские башмачки-лотосы для знаменитых перебинтованных ножек.

Цинский фарфор. Испытал сильное влияние заказчиков из Европы, а потому многие вещи уже далеко не столь лаконичны, как более ранние. В центре стоит чайник в форме иероглифа "фу" - "счастье". Чей-то подарок-благопожелание.

А поскольку "фу"-счастье звучит похоже на "фу"-летучую мышь, то можно было подарить что-нибудь с изображением мышек, смысл тот же.

А вот эта аптекарская банка была изготовлена по заказу специально для Петра Первого.

Ну и по-прежнему делались четырёхугольные сосуды. Пусть никакой ритуальной функции они уже не исполняли, но традицию пронесли сквозь тысячелетия. Вот так экскурсовод довольно красиво закольцевал свой рассказ и закончил экскурсию. Правда, потом добавил ещё пару слов сверх неё.

Кроме фарфора был ещё и селадон - керамическая имитация нефрита, как это блюдо и ваза с драконом над ним. Тоже был весьма любим и уважаем.

А вот так с точки зрения китайцев, выглядит феникс. Как и дракон, на европейского собрата не слишком похож. Собственно, он и не феникс вовсе, китайские волшебные птицы никогда не сгорали в огне и не возрождались из пепла. Но традиционно принят такой перевод.
@темы: Это было недавно, это было давно, Культурное мероприятие, Китайское, Фото