А что, если я лучше моей репутации?
Во множественном числе, ага.
Как-то я сообразила, что так толком ничего и не написала о "Призраке Оперы". А ведь любимый мюзикл (с которым может посоперничать в моём личном рейтинге "любимости" только "Последнее испытание"). Увидеть его постановку в Москве было моей несбыточной мечтой много лет. И вот наконец сбылось, увидела... И как-то и сказать нечего. Нет, всё было хорошо, здорово, я получила удовольствие, но выжать из себя полноценный отзыв так и не смогла. Хорошо, и всё тут.
Но поскольку отметить этот культпоход как-то всё-таки надо, решила я написать небольшой и не претендующий на глубину обзор виденных мной экранизаций этого сюжета. Благо в пору острого увлечения Призраком я пересмотрела всё, до чего смогла дотянуться.
читать дальшеИтак, в 1910 или в 1911 году (источники расходятся) вышел роман Гастона Леру. Роман на мой вкус так себе, хотя я знаю, что у него есть свои поклонники, в том числе и среди русскоязычных читателей. Но едва ли кто-нибудь знал бы его в наши дни (кроме, разве что, историков литературы), если б сюжет романа с его тайнами, роковыми страстями и счастливой концовкой прямо-таки не просился бы на экран. И экранизация не заставила себя долго ждать. Самый первый вариант киноадаптации вышел уже 1916 году.
Снят он был в Германии и звался "Das Gespenst im Opernhaus" ("Призрак в Опере"). Главные роли в нём исполняли Нильс Олаф Крисандер (Призрак) и Од Эгеде Ниссен (Кристина). К сожалению, фильм не сохранился - вскоре после выхода в прокат в 1917 году автор романа подал в суд (как говорят, фильм был снят без его согласия), и по приговору суда все копии были уничтожены. А потому старейшая из имеющихся у нас экранизаций - американский фильм 1925 года.
На этот раз с правами всё было улажено честь по чести, и фильм дожил до наших дней. Со временем его даже озвучили и раскрасили - в оригинальной версии картина немая. Фильм имел успех, и заглавную роль там исполнял Лон Чейни - "Человек с Тысячью лиц", звезда немного кино, обладавший полноценным слухом выходец из семьи глухонемых. Помимо великолепного владения языком тела, он так же поражал зрителей разнообразием масок, для каждой роли придумывая новый грим. Не стал исключением и Эрик-Призрак, и масштаб издевательства над собой действительно впечатляет: говорят, Чейни засовывал за щеки металлические диски, а в нос - каркасы из проволоки. Зато и результат был шокирующим. Современных людей, избалованным разнообразными киномонстрами, облик Эрика уже не испугает, но в те времена иные экзальтированные зрительницы падали в обморок. В остальных ролях снялись Мэри Филбин и Норман Керри.

Кроме того впечатляли и декорации оперного театра, построенные на киностудии и сохранившиеся до наших дней.

Фильм есть и на торрентах, и на Ютубе, так что при желании с ним нетрудно ознакомиться, и, надо сказать, он вполне прилично смотрится и сейчас, хотя все эти закатывания глаз и заламывания рук, характерные для немого кино, теперь выглядят довольно забавно (особенно забавно Рауль глазами водит, прислушиваясь к тому, что происходит в гримёрной Кристины). Кстати сказать, эта экранизация из всех существующих наиболее близка к первоисточнику - не смотря, на то, что фильм несколько раз переделывался, в нём действие идёт почти тик в тик по роману. Всё - за исключением концовки, не понравившейся продюсерам. Что такое? - сказали продюсеры. Почему это злодей в финале вдруг раскаивается и становится благородным героем? Злодей не должен раскаиваться, он должен зллодеить до последнего, и в конце понести заслуженное наказание. Увы, кто платит, тот и заказывает музыку - уже отснятую каноничную концовку выбросили в корзину, и вместо неё сняли другую: Призрак, на ходу теряя Кристину, бежит от разъярённой толпы работников театра, но та настигает его и убивает. Однако Чейни и тут нашёл хорошую деталь: когда Призрак видит, что окружён, он угрожающе поднимает руку, делая вид, что в ней граната. Толпа отшатывается, и тогда он раскрывает пустую ладонь и разражается издевательским смехом.
В следующий раз кинематограф обратился к этому сюжету в 1943 году. И снова "Призрака" выпустила всё та же студия "Юнивёрсал", и в тех же самых декорациях оперного театра, что и кино 25 года. На этот раз фильм цветной и вполне даже звуковой, с неплохими голосами. Кроме того, фильм имеет Оскары за работу художника-постановщика и оператора и номинации за лучший звук и лучший саундтрек. Художники там и правда не зря ели свой хлеб: костюмы и декорации выше всех похвал. Но каких-либо иных достоинств я лично у этого фильма не заметила. Сюжет подвергся значительной переработке: Эрик (Клод Рэйнс) в начале не уродливый от рождения гений, а скромный музыкант оперного оркестра, тратящий все свои сбережения на оплату уроков певицы из того же театра Кристины (Сюзанна Фостер), причём в тайне от неё самой. Да, вот такая она наивная - не задумывается, почему хорошие преподаватели готовы заниматься с ней совершенно бесплатно. Кристина же - хорошенькая пустышка, которая весь фильм выбирает, да так и не выбирает между двумя своими ухажёрами: баритоном Анатолем (Нельсон Эдди) и полицейским Раулем (Эдгар Барье). Когда у Эрика заканчиваются деньги, он пытается поправить дела публикацией сочинённого им концерта. Но издатель не интересуется музыкой какого-то неизвестного сочинителя, и когда Эрик приходит узнать, как дела с публикацией, издатель лишь отмахивается. И тут из-за стены доносится звуки музыки того самого концерта. Его играет сам Ференц Лист, обещая проследить, чтобы произведение обязательно напечатали, но Эрик этого не знает. Обвиняя издателя в воровстве музыки, он набрасывается на него и в порыве ярости убивает, а оказавшаяся рядом служанка выплёскивает ему в лицо кислоту. Эрик бежит и прячется в подземелье, ну а дальше всё вполне традиционно. В финале Анатоль с Раулем бок о бок спасают Кристину от съехавшего с катушек Эрика, и, хотя любви красавицы не получают, зато обретают крепкую мужскую дружбу, чтоб было не так обидно.



И именно с этого фильма пошла задержавшаяся в кинематографе на некоторое время традиция делать Призрака обычным человеком, который до поры, до времени живёт самой обычной жизнью, пока не случается НЕЧТО, что уродует его лицо и загоняет в подземелье. Ну а нас ждёт новая экранизация 1962 года.
Снимать её планировала всё та же "Юнивёрсал", но потом передала права студии "Хаммер". На этот раз сюжет фильма отошёл от оригинального романа ещё дальше. Действие перенесено в Лондон, и Призраком оказывается профессор музыки Петри (Герберт Лом), который, опять-таки от бедности, продаёт сочинённую им оперу "Святая Жанна" (про Жанну Д'Арк) подлому директору театра. Но директор присваивает себе не только оперу, но и авторство, и тогда профессор пытается сжечь партитуру прямо в типографии. Ну и дальше - ожог лица и подвал оперного театра. Короче, не доводите интеллигента! Никакой романтики между ним и Кристиной (Хизер Сирс) нет и в помине, певица нужна Призраку исключительно как исполнительница. Нет так же линии соперничества между двумя певицами, потому что примадонна сбегает от происков Призрака ещё в самом начале фильма, и Кристину берут ей на замену. Много времени уделено так же возлюбленному главной героини, который здесь стал режиссёром-постановщиком "Святой Жанны" Гарри Хантером. Это объясняется тем, что первоначально роль собирались отдать Кэрри Гранту. Но с Грантом не срослось, и роль досталась куда менее именитому, хотя и слегка похожему на него внешне Эдварду де Сузе.


Призрак подчёркнуто театрален, принимает картинные позы и делает красивые жесты. Кроме того, авторы постарались елико возможно его обелить, и потому все убийства в картине совершает не сам Призрак, а его не то друг, не то слуга, немой карлик. И погибает Призрак, благородно выталкивая свою ученицу-Кристину из-под падающей люстры.
Фильм не имел успеха, музыка в нём так же ничем не запоминается, из актёров похвал удостоился разве что Лом. И кинематограф забыл о Призраке до 1983 года.
Новая попытка была предпринята на телевидении. Не смотря на очевидное происхождение сюжета, пусть и изрядно изменённого, название романа Леру даже не фигурирует в титрах! На этот раз Призрак переехал в Будапешт и оказался дирижёром Шандором Корвином, а его соперник снова стал режиссёром. И вновь виноват во всём подлый директор, который домогается жены дирижёра, молоденькой, мнительной певицы Елены, а получив отказ, организовывает её провал на первом же спектакле. Елена топится, Корвин от горя повреждается рассудком и идёт мстить, но, убивая продажного критика, снова получает кислотой в лицо. После чего несколько лет ждёт в подвале неизвестно чего, и наконец дожидается: в театре появляется певица Мария, точная копия покойной Елены. И тут же увлекается приглашённым на постановку "Фауста" (впервые с 25 года в фильме фигурирует та же опера, что и в романе) режиссёром Майклом Хартнеллом. В финале порок в лице директора Оперы довольно жестоко наказан, влюблённые соединяются, а Призрак погибает, падая вместе с люстрой.
Не смотря на неплохие актёрские силы - Максимилиан Шелл (Призрак), Джейн Сеймур (Елена/Мария) и Майк Йорк (Майк Хартнелл) - особыми достоинствами (да и не особыми, признаться) фильм не обладает, и прошёл практически незамеченным.



А тем временем Ллойд-Уэббер поставил свой мюзикл, и большое кино вновь вспомнило об этом сюжете. Так на экраны вышла самая на мой взгляд худшая из просмотренных мной экранизаций - "Призрак Оперы" 1989 года.
На этот раз из неё сделали самый натуральный фильм ужасов, и главную роль в ней играет Роберт Инглунд. Да-да, тот самый Роберт Инглунд, что прославился ролью Фредди Крюгера. Надо сказать, что это была первая экранизация, куда добавили изрядную долю мистики. Американская певица Кристина Дэй (Джилл Скёлен) поёт на прослушивании арию из забытой оперы "Торжествующий Дон Жуан" неизвестного автора и мистическим образом переносится в Лондон XIX века. Там она снова оперная певица, у которой есть возлюбленный Ричард (Алекс Хайд-Уайт). Но на неё уже давно положил глаз Призрак - живой мертвец, убивающий людей, чтобы позаимствовать у них кожу для своего изуродованного лица. Когда-то он он был обычным человеком, пока не заключил сделку с Дьяволом, попросив возможность пленять людей своей музыкой. Но только музыкой - уточнил Дьявол, и сделал ему такое личико, что лично меня замутило. В финале Ричард погибает от руки Призрака (первый и пока последний случай гибели возлюбленного главной героини), а Кристина возвращается в своё время, вновь встречает Призрака и расправляется с ним, уничтожив ноты его оперы. Самые яркие мои впечатления от этого фильма - тело с содранной кожей крупным планом и отрезанная человеческая голова в супнице. Единственное, что в фильме действительно хорошо - это музыка.
Кстати, это так же единственный фильм, в котором люстра НЕ падает.


Чтобы начать разговор о следующей попытке, телевизионном двухсерийном фильме 1990, придётся сделать небольшое отступление. Когда я, получив доступ в интернет, начала там искать информацию по "Призраку Оперы", для меня стало сюрпризом, что, оказывается, Эндрю Ллойд-Уэббер был не единственным, кто адаптировал роман для сцены. Всего, оказывается, существует 4(!) варианта мюзиклов на эту тему. О двух из них я не знаю абсолютно ничего, а вот о третьем немного скажу. Вторым по известности после детища Уэббера является мюзикл американцев А. Копита и М. Йестона. Его начали писать ещё до появления основного конкурента и с грехом пополам подготовили к постановке к 90-м годам, когда Уэббер не только уже выпустил свой вариант, но и перенёс его на Бродвей. И вот, чтобы подхлестнуть интерес к своему спектаклю, Копит и Йенстон договорились с телекомпанией NBC о постановке мини-сериала. Надо подчеркнуть, что это не фильм-мюзикл, а именно экранизация - персонажи объясняются нормальными диалогами, и поют только на сцене. И наконец-то съёмки фильма происходили именно там, где происходит действие романа - в парижской Опера-Гарнье!
Фильм несколько затянут и мелодраматичные повороты заставляют помянуть мексиканские сериалы: Призрак оказывается незаконным сыном старого директора Оперы и рано умершей балерины, выросшим в оперных подвалах (лучшего места для сына отец не изыскал), и негласным руководителем Оперы через папу до прихода нового директора. Кристина и лицом и голосом неотличима от матери Призрака (привет, дедушка Фрейд). Так же подробно рассказывается история раннего знакомства Кристины с третьим углом любовного треугольника, здесь носящим имя Филипп. Ах, она была дочерью слуги, а он господским сыном, и злые родственники мальчика выгнали отца и дочь вон из дома, потому что были против столь неподобающей юному аристократу дружбы. Есть и комедийные моменты, в основном связанные с новым директором и его супругой Карлоттой, пытающейся, при активном противодействии Призрака, стать новой Примадонной.
В общем, я бы посмотрела и забыла - когда бы Призрака не играл великолепный Чарльз Дэнс. Он для меня искупил все недостатки этой экранизации, и это единственный Призрак, которому я посочувствовала больше, чем Кристине. Единственный, кто вёл себя с ней как подлинный джентльмен (за исключением одного срыва, как по мне, вполне простительного), не пытаясь ни к чему принудить свою даму. И который, к тому же, весьма красиво выглядит, несмотря на маску. Кстати, он же единственный из экранных Призраков, чьё лицо ни разу не показано вообще. В тех редких случаях, когда он снимает маску, он либо снят со спины, либо его лицо что-то загораживает. А ещё это первый фильм, где Призрак, как в романе, обладает певческим голосом и действительно поёт!
Кристину играет Тери Поло, Филиппа - Адам Сторк, актёр красивый, но, на мой взгляд, слащавый.





В 1998 году за новую экранизацию истории о Призраке Оперы взялся мастер фильмов ужасов Дарио Ардженто, снявший в главной роли свою дочь Азию. Фильм был признан худшей из его работ, и я, каюсь, его не досмотрела, хотя и пыталась. Но всё же, поскольку я о нём кое-что читала, немного напишу. Призрак в этом фильме - брошенный младенец, которого усыновили и вырастили живущие в оперном подземелье... крысы. Вот как желаете, так и понимайте. Каким образом крысы могли научить героя ходить на двух ногах, говорить человеческим голосом, носить одежду и играть на органе - история умалчивает. Этот Призрак не изуродован и не носит маску, и кроме того его любовь к Кристине не платоническая, как во всех прочих историях, а очень даже плотская. Его играет Джулиан Сэндз, а его соперника - Андреа ди Стефано.
Кроме того мне известно о бразильском сериале 1991 года, но он не имел успеха и был закрыт после 37 серий. Так же в Аргентине в 1954 году был выпущен мини-сериал с певицей Раиссой Биньярди в главной роли, и ещё один сериал из 9 серий в 1960, но о них информации крайне мало.
Вот так мы и подошли к моему любимому "Призраку", фильму М. Шумахера 2004 года. Но он заслуживает отдельного разговора, и, возможно, когда-нибудь я о нём напишу. А пока - спасибо всем, кто прочитал.
Как-то я сообразила, что так толком ничего и не написала о "Призраке Оперы". А ведь любимый мюзикл (с которым может посоперничать в моём личном рейтинге "любимости" только "Последнее испытание"). Увидеть его постановку в Москве было моей несбыточной мечтой много лет. И вот наконец сбылось, увидела... И как-то и сказать нечего. Нет, всё было хорошо, здорово, я получила удовольствие, но выжать из себя полноценный отзыв так и не смогла. Хорошо, и всё тут.
Но поскольку отметить этот культпоход как-то всё-таки надо, решила я написать небольшой и не претендующий на глубину обзор виденных мной экранизаций этого сюжета. Благо в пору острого увлечения Призраком я пересмотрела всё, до чего смогла дотянуться.
читать дальшеИтак, в 1910 или в 1911 году (источники расходятся) вышел роман Гастона Леру. Роман на мой вкус так себе, хотя я знаю, что у него есть свои поклонники, в том числе и среди русскоязычных читателей. Но едва ли кто-нибудь знал бы его в наши дни (кроме, разве что, историков литературы), если б сюжет романа с его тайнами, роковыми страстями и счастливой концовкой прямо-таки не просился бы на экран. И экранизация не заставила себя долго ждать. Самый первый вариант киноадаптации вышел уже 1916 году.
Снят он был в Германии и звался "Das Gespenst im Opernhaus" ("Призрак в Опере"). Главные роли в нём исполняли Нильс Олаф Крисандер (Призрак) и Од Эгеде Ниссен (Кристина). К сожалению, фильм не сохранился - вскоре после выхода в прокат в 1917 году автор романа подал в суд (как говорят, фильм был снят без его согласия), и по приговору суда все копии были уничтожены. А потому старейшая из имеющихся у нас экранизаций - американский фильм 1925 года.
На этот раз с правами всё было улажено честь по чести, и фильм дожил до наших дней. Со временем его даже озвучили и раскрасили - в оригинальной версии картина немая. Фильм имел успех, и заглавную роль там исполнял Лон Чейни - "Человек с Тысячью лиц", звезда немного кино, обладавший полноценным слухом выходец из семьи глухонемых. Помимо великолепного владения языком тела, он так же поражал зрителей разнообразием масок, для каждой роли придумывая новый грим. Не стал исключением и Эрик-Призрак, и масштаб издевательства над собой действительно впечатляет: говорят, Чейни засовывал за щеки металлические диски, а в нос - каркасы из проволоки. Зато и результат был шокирующим. Современных людей, избалованным разнообразными киномонстрами, облик Эрика уже не испугает, но в те времена иные экзальтированные зрительницы падали в обморок. В остальных ролях снялись Мэри Филбин и Норман Керри.


Кроме того впечатляли и декорации оперного театра, построенные на киностудии и сохранившиеся до наших дней.

Фильм есть и на торрентах, и на Ютубе, так что при желании с ним нетрудно ознакомиться, и, надо сказать, он вполне прилично смотрится и сейчас, хотя все эти закатывания глаз и заламывания рук, характерные для немого кино, теперь выглядят довольно забавно (особенно забавно Рауль глазами водит, прислушиваясь к тому, что происходит в гримёрной Кристины). Кстати сказать, эта экранизация из всех существующих наиболее близка к первоисточнику - не смотря, на то, что фильм несколько раз переделывался, в нём действие идёт почти тик в тик по роману. Всё - за исключением концовки, не понравившейся продюсерам. Что такое? - сказали продюсеры. Почему это злодей в финале вдруг раскаивается и становится благородным героем? Злодей не должен раскаиваться, он должен зллодеить до последнего, и в конце понести заслуженное наказание. Увы, кто платит, тот и заказывает музыку - уже отснятую каноничную концовку выбросили в корзину, и вместо неё сняли другую: Призрак, на ходу теряя Кристину, бежит от разъярённой толпы работников театра, но та настигает его и убивает. Однако Чейни и тут нашёл хорошую деталь: когда Призрак видит, что окружён, он угрожающе поднимает руку, делая вид, что в ней граната. Толпа отшатывается, и тогда он раскрывает пустую ладонь и разражается издевательским смехом.

В следующий раз кинематограф обратился к этому сюжету в 1943 году. И снова "Призрака" выпустила всё та же студия "Юнивёрсал", и в тех же самых декорациях оперного театра, что и кино 25 года. На этот раз фильм цветной и вполне даже звуковой, с неплохими голосами. Кроме того, фильм имеет Оскары за работу художника-постановщика и оператора и номинации за лучший звук и лучший саундтрек. Художники там и правда не зря ели свой хлеб: костюмы и декорации выше всех похвал. Но каких-либо иных достоинств я лично у этого фильма не заметила. Сюжет подвергся значительной переработке: Эрик (Клод Рэйнс) в начале не уродливый от рождения гений, а скромный музыкант оперного оркестра, тратящий все свои сбережения на оплату уроков певицы из того же театра Кристины (Сюзанна Фостер), причём в тайне от неё самой. Да, вот такая она наивная - не задумывается, почему хорошие преподаватели готовы заниматься с ней совершенно бесплатно. Кристина же - хорошенькая пустышка, которая весь фильм выбирает, да так и не выбирает между двумя своими ухажёрами: баритоном Анатолем (Нельсон Эдди) и полицейским Раулем (Эдгар Барье). Когда у Эрика заканчиваются деньги, он пытается поправить дела публикацией сочинённого им концерта. Но издатель не интересуется музыкой какого-то неизвестного сочинителя, и когда Эрик приходит узнать, как дела с публикацией, издатель лишь отмахивается. И тут из-за стены доносится звуки музыки того самого концерта. Его играет сам Ференц Лист, обещая проследить, чтобы произведение обязательно напечатали, но Эрик этого не знает. Обвиняя издателя в воровстве музыки, он набрасывается на него и в порыве ярости убивает, а оказавшаяся рядом служанка выплёскивает ему в лицо кислоту. Эрик бежит и прячется в подземелье, ну а дальше всё вполне традиционно. В финале Анатоль с Раулем бок о бок спасают Кристину от съехавшего с катушек Эрика, и, хотя любви красавицы не получают, зато обретают крепкую мужскую дружбу, чтоб было не так обидно.



И именно с этого фильма пошла задержавшаяся в кинематографе на некоторое время традиция делать Призрака обычным человеком, который до поры, до времени живёт самой обычной жизнью, пока не случается НЕЧТО, что уродует его лицо и загоняет в подземелье. Ну а нас ждёт новая экранизация 1962 года.
Снимать её планировала всё та же "Юнивёрсал", но потом передала права студии "Хаммер". На этот раз сюжет фильма отошёл от оригинального романа ещё дальше. Действие перенесено в Лондон, и Призраком оказывается профессор музыки Петри (Герберт Лом), который, опять-таки от бедности, продаёт сочинённую им оперу "Святая Жанна" (про Жанну Д'Арк) подлому директору театра. Но директор присваивает себе не только оперу, но и авторство, и тогда профессор пытается сжечь партитуру прямо в типографии. Ну и дальше - ожог лица и подвал оперного театра. Короче, не доводите интеллигента! Никакой романтики между ним и Кристиной (Хизер Сирс) нет и в помине, певица нужна Призраку исключительно как исполнительница. Нет так же линии соперничества между двумя певицами, потому что примадонна сбегает от происков Призрака ещё в самом начале фильма, и Кристину берут ей на замену. Много времени уделено так же возлюбленному главной героини, который здесь стал режиссёром-постановщиком "Святой Жанны" Гарри Хантером. Это объясняется тем, что первоначально роль собирались отдать Кэрри Гранту. Но с Грантом не срослось, и роль досталась куда менее именитому, хотя и слегка похожему на него внешне Эдварду де Сузе.


Призрак подчёркнуто театрален, принимает картинные позы и делает красивые жесты. Кроме того, авторы постарались елико возможно его обелить, и потому все убийства в картине совершает не сам Призрак, а его не то друг, не то слуга, немой карлик. И погибает Призрак, благородно выталкивая свою ученицу-Кристину из-под падающей люстры.
Фильм не имел успеха, музыка в нём так же ничем не запоминается, из актёров похвал удостоился разве что Лом. И кинематограф забыл о Призраке до 1983 года.
Новая попытка была предпринята на телевидении. Не смотря на очевидное происхождение сюжета, пусть и изрядно изменённого, название романа Леру даже не фигурирует в титрах! На этот раз Призрак переехал в Будапешт и оказался дирижёром Шандором Корвином, а его соперник снова стал режиссёром. И вновь виноват во всём подлый директор, который домогается жены дирижёра, молоденькой, мнительной певицы Елены, а получив отказ, организовывает её провал на первом же спектакле. Елена топится, Корвин от горя повреждается рассудком и идёт мстить, но, убивая продажного критика, снова получает кислотой в лицо. После чего несколько лет ждёт в подвале неизвестно чего, и наконец дожидается: в театре появляется певица Мария, точная копия покойной Елены. И тут же увлекается приглашённым на постановку "Фауста" (впервые с 25 года в фильме фигурирует та же опера, что и в романе) режиссёром Майклом Хартнеллом. В финале порок в лице директора Оперы довольно жестоко наказан, влюблённые соединяются, а Призрак погибает, падая вместе с люстрой.
Не смотря на неплохие актёрские силы - Максимилиан Шелл (Призрак), Джейн Сеймур (Елена/Мария) и Майк Йорк (Майк Хартнелл) - особыми достоинствами (да и не особыми, признаться) фильм не обладает, и прошёл практически незамеченным.



А тем временем Ллойд-Уэббер поставил свой мюзикл, и большое кино вновь вспомнило об этом сюжете. Так на экраны вышла самая на мой взгляд худшая из просмотренных мной экранизаций - "Призрак Оперы" 1989 года.
На этот раз из неё сделали самый натуральный фильм ужасов, и главную роль в ней играет Роберт Инглунд. Да-да, тот самый Роберт Инглунд, что прославился ролью Фредди Крюгера. Надо сказать, что это была первая экранизация, куда добавили изрядную долю мистики. Американская певица Кристина Дэй (Джилл Скёлен) поёт на прослушивании арию из забытой оперы "Торжествующий Дон Жуан" неизвестного автора и мистическим образом переносится в Лондон XIX века. Там она снова оперная певица, у которой есть возлюбленный Ричард (Алекс Хайд-Уайт). Но на неё уже давно положил глаз Призрак - живой мертвец, убивающий людей, чтобы позаимствовать у них кожу для своего изуродованного лица. Когда-то он он был обычным человеком, пока не заключил сделку с Дьяволом, попросив возможность пленять людей своей музыкой. Но только музыкой - уточнил Дьявол, и сделал ему такое личико, что лично меня замутило. В финале Ричард погибает от руки Призрака (первый и пока последний случай гибели возлюбленного главной героини), а Кристина возвращается в своё время, вновь встречает Призрака и расправляется с ним, уничтожив ноты его оперы. Самые яркие мои впечатления от этого фильма - тело с содранной кожей крупным планом и отрезанная человеческая голова в супнице. Единственное, что в фильме действительно хорошо - это музыка.
Кстати, это так же единственный фильм, в котором люстра НЕ падает.


Чтобы начать разговор о следующей попытке, телевизионном двухсерийном фильме 1990, придётся сделать небольшое отступление. Когда я, получив доступ в интернет, начала там искать информацию по "Призраку Оперы", для меня стало сюрпризом, что, оказывается, Эндрю Ллойд-Уэббер был не единственным, кто адаптировал роман для сцены. Всего, оказывается, существует 4(!) варианта мюзиклов на эту тему. О двух из них я не знаю абсолютно ничего, а вот о третьем немного скажу. Вторым по известности после детища Уэббера является мюзикл американцев А. Копита и М. Йестона. Его начали писать ещё до появления основного конкурента и с грехом пополам подготовили к постановке к 90-м годам, когда Уэббер не только уже выпустил свой вариант, но и перенёс его на Бродвей. И вот, чтобы подхлестнуть интерес к своему спектаклю, Копит и Йенстон договорились с телекомпанией NBC о постановке мини-сериала. Надо подчеркнуть, что это не фильм-мюзикл, а именно экранизация - персонажи объясняются нормальными диалогами, и поют только на сцене. И наконец-то съёмки фильма происходили именно там, где происходит действие романа - в парижской Опера-Гарнье!
Фильм несколько затянут и мелодраматичные повороты заставляют помянуть мексиканские сериалы: Призрак оказывается незаконным сыном старого директора Оперы и рано умершей балерины, выросшим в оперных подвалах (лучшего места для сына отец не изыскал), и негласным руководителем Оперы через папу до прихода нового директора. Кристина и лицом и голосом неотличима от матери Призрака (привет, дедушка Фрейд). Так же подробно рассказывается история раннего знакомства Кристины с третьим углом любовного треугольника, здесь носящим имя Филипп. Ах, она была дочерью слуги, а он господским сыном, и злые родственники мальчика выгнали отца и дочь вон из дома, потому что были против столь неподобающей юному аристократу дружбы. Есть и комедийные моменты, в основном связанные с новым директором и его супругой Карлоттой, пытающейся, при активном противодействии Призрака, стать новой Примадонной.
В общем, я бы посмотрела и забыла - когда бы Призрака не играл великолепный Чарльз Дэнс. Он для меня искупил все недостатки этой экранизации, и это единственный Призрак, которому я посочувствовала больше, чем Кристине. Единственный, кто вёл себя с ней как подлинный джентльмен (за исключением одного срыва, как по мне, вполне простительного), не пытаясь ни к чему принудить свою даму. И который, к тому же, весьма красиво выглядит, несмотря на маску. Кстати, он же единственный из экранных Призраков, чьё лицо ни разу не показано вообще. В тех редких случаях, когда он снимает маску, он либо снят со спины, либо его лицо что-то загораживает. А ещё это первый фильм, где Призрак, как в романе, обладает певческим голосом и действительно поёт!
Кристину играет Тери Поло, Филиппа - Адам Сторк, актёр красивый, но, на мой взгляд, слащавый.





В 1998 году за новую экранизацию истории о Призраке Оперы взялся мастер фильмов ужасов Дарио Ардженто, снявший в главной роли свою дочь Азию. Фильм был признан худшей из его работ, и я, каюсь, его не досмотрела, хотя и пыталась. Но всё же, поскольку я о нём кое-что читала, немного напишу. Призрак в этом фильме - брошенный младенец, которого усыновили и вырастили живущие в оперном подземелье... крысы. Вот как желаете, так и понимайте. Каким образом крысы могли научить героя ходить на двух ногах, говорить человеческим голосом, носить одежду и играть на органе - история умалчивает. Этот Призрак не изуродован и не носит маску, и кроме того его любовь к Кристине не платоническая, как во всех прочих историях, а очень даже плотская. Его играет Джулиан Сэндз, а его соперника - Андреа ди Стефано.


Кроме того мне известно о бразильском сериале 1991 года, но он не имел успеха и был закрыт после 37 серий. Так же в Аргентине в 1954 году был выпущен мини-сериал с певицей Раиссой Биньярди в главной роли, и ещё один сериал из 9 серий в 1960, но о них информации крайне мало.
Вот так мы и подошли к моему любимому "Призраку", фильму М. Шумахера 2004 года. Но он заслуживает отдельного разговора, и, возможно, когда-нибудь я о нём напишу. А пока - спасибо всем, кто прочитал.

@темы: Кино